Что-то сломалось в современной политической системе Запада и подконтрольных ему стран – наступает эра клоунов. Только недавно, набрав 73% голосов, президентом Украины стал настоящий шут Владимир Зеленский. По последним опросам, следующим премьером когда-то консервативной старушки Англии через месяц станет чрезвычайно эксцентричный Борис Джонсон. В этом нет особой сенсации – многими экспертами его победа предсказывалась давно. Однако удивительным является то, что, по опросам, Борис разобьёт своего соперника – нынешнего министра иностранных дел Великобритании Джереми Ханта буквально в пух и прах – он наберёт те же 73%, что и Зеленский.
КОНЕЧНО, политические системы Украины и Великобритании сильно отличаются. Зеленский победил на прямых президентских выборах, а вечно непричёсанный Джонсон займёт кресло премьера в результате более изощрённой комбинации. Сначала он одолел всех своих соперников на голосовании парламентской фракции тори, которая насчитывает всего 313 человек.Теперь выбирать лидера Великобритании будут всего 160 тыс. рядовых членов Консервативной партии. Причём голосовать они будут по почте. Вот такая английская демократия, которая в нынешнее время выглядит настоящим анахронизмом. Однако любопытно, при такой разнице выборных систем этих двух стран – результат получается одинаковый.
Вступление Бориса Джонсона в должность намечено на 22–25 июля. Он уже обещает провести с Евросоюзом новые переговоры по Брекситу и в случае их неудачи выйти из ЕС без всякого договора 31 октября этого года. При этом Борис не хочет выплачивать Брюсселю десятки миллиардов отступных, что уже было согласовано с Терезой Мэй. Впрочем, эта любительница танцев в стиле Буратино тоже много чего обещала, но ничего не добилась.
Однако хорошо понятно, что с приходом Бориса к власти Евросоюз затрясёт, как трясло европейских чиновников, когда в 90‑е годы прошлого века он работал в Брюсселе корреспондентом газеты Daily Telegraph. Как вспоминают очевидцы, тогда он постоянно выдумывал предвзятые истории, чтобы выставить европейский проект настоящим безумием: «Он был почти самопародией. Он ездил на разбитой спортивной красной машине. Носил дырявую одежду. Опаздывал на пресс-конференции и специально говорил на плохом французском. Европейские чиновники понятия не имели, что с ним делать». Можно только представить, как завоют они сейчас.
Для России приход Бориса к власти не изменит почти ничего. Наши двухсторонние отношения достигли такого дна, что, кажется, копать глубже уже невозможно. Впрочем, Джонсон может оттолкнуться от дна, хотя в случае с Зеленским это пока не удаётся.