> В парламенте Бурятии поделили кресла - Аргументы Недели Иркутск

//Политика 13+

В парламенте Бурятии поделили кресла

№  () от 26 сентября 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Марина Денисова ]

На решение вопроса о распределении кресел у народных избранников ушел целый день — сессия началась в десять утра, а завершилась только после восьми вечера. При этом не обошлось без скандалов и разбора полетов. Подробности — в нашем материале.

Первое парламентское заседание традиционно стало одним из самых посещаемых: в Большом зале Народного хурала собрались представители правительства, общественных организаций, СМИ и все 66 депутатов. Такая явка, в общем-то, показательна — в прошлом созыве руководство парламента активно боролось с прогулами. После того как собирать в зале кворум во второй половине заседания стало все труднее, в парламенте приняли даже специальное постановление, где прописали механизм отслеживания присутствия парламентариев на заседаниях сессий и комитетов. Были введены специальные депутатские карточки, с их помощью парламентарии теперь подтверждают свое присутствие в зале после каждого перерыва. А это заседание, конечно, было бы неразумно пропустить — делили должности.

В общей сложности в Народном хурале Бурятии работает 66 депутатов — 33 из них избираются по одномандатным округам, 33 в парламент попадают по партийным спискам. Руководящих должностей только 15: это спикер парламента и два его заместителя, а также председатели и заместители председателей шести парламентских комитетов. Есть еще ряд почетных должностей, вроде председателя комиссии по мандатам или по регламенту, но эта работа из бюджета не оплачивается, следовательно, и борьба за них шла не такая ожесточенная.

Парламент нынешнего созыва, как и прошлого, будет четырехпартийным — в ходе выборов пятипроцентный рубеж сумели преодолеть «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Еще две партии, Коммунистическая партия социальной справедливости и «Гражданская платформа» не смогли претендовать на мандаты, так как не дотянули до 5%, набрав 4,82% и 2,25% соответственно. Их голоса, согласно действующему законодательству, были распределены между прошедшими четырьмя партиями по специальной формуле. Таким образом, дополнительные мандаты получили единороссы и КПРФ.

Но сразу было ясно, что парламентское большинство снова будет за «Единой Россией». В итоге эта фракция и стала самой многочисленной — 41 депутат, включая «перебежчика» от коммунистов. С этим депутатом вообще вышла удивительная история: Иннокентий Вахрамеев шел на выборы от партии КПРФ по округу №17 и с довольно большим отрывом обошел всех своих конкурентов, в том числе единороссов. Однако через два дня после выборов стало известно, что Вахрамеев вступил во фракцию «Единой России». Коммунисты разразились в ответ обличающим релизом, в кулуарах назвали экс-соратника «предателем», наверняка плюнули ему в спину… но потеряли-таки одного человека во фракции. Вместо 13 человек у коммунистов сегодня 12. Это, впрочем, все равно на 4 больше, чем в пятом созыве. Нужно сказать, что в нынешнем парламенте выросло число представителей всех оппозиционных фракций. «Справедливая Россия», например, насчитывает 9 человек и 4 человека ЛДПР. Кому-то 4 «сокола Жириновского» могут показаться до смешного маленькой фракцией, но надо помнить, что в прошлом составе хурала у ЛДПР был всего один депутат.

В целом же все оппозиционеры в нынешнем парламенте набрали 22 человека. Как отметил лидер фракции ЛДПР Сергей Дорош, этого количества не хватит, чтобы заблокировать какой-либо законопроект, но не помешает работать. «Да, к сожалению, у партии власти в парламенте вновь конституционное большинство, но нас 22 оппозиционера, которые будут достойно бороться с антинародными реформами или законами, с которыми мы не согласны», — отметил Дорош в интервью местным СМИ.

Пожестче в оценках итогов выборов в целом был депутат-коммунист Баир Цыренов: «В 2013 году у нас была поддержка населения в 19%, сейчас — почти 26%. Понятно, одной из причин стала вся эта история с пенсионной реформой. На этих выборах была низкая явка, шли в основном либо сознательные граждане, которые считают, что обязательно нужно участвовать в выборах, либо (и таких большая часть) те, кого заставили. Это бюджетники — учителя, врачи, военные. И обычно это срабатывало на подобных выборах, власть заинтересована в низкой явке, но в этот раз система дала сбой. Во многом те, кто пришел голосовать по принуждению, в кабинке выразили свое личное мнение, и оно не в пользу партии власти. Это гораздо серьезнее, чем просто временная конъюнктура, это зачатки серьезного протеста и вызова власти, проявления недоверия».

Кто главный?

Несмотря ни на что, выборы руководства парламента прошли на удивление безальтернативно: на большинство должностей было предложено только по одному кандидату, и те в основном от партии власти. Так, на пост спикера фракция «Единой России» предложила Владимира Павлова. В прошлом созыве он был вице-спикером и заодно руководил фракцей «ЕР». Эта кандидатура ни для кого не стала неожиданностью — двигать Павлова на кресло спикера было решено на заседании БРО партии за несколько дней до сессии. Кандидат выступил с речью о том, как видит свою дальнейшую работу в случае избрания. Сделал упор на планы по принятию стратегии 2035, на работу по восстановлению промышленного потенциала, увеличение собственных доходов Бурятии, развитие ТОСов, принятие бюджета на три года… Других кандидатов на пост спикера не было предложено, голосование прошло гладко: за Павлова отдали голоса 45 из 66 депутатов, против 18. До этого как минимум два крупных назначения в прошлых созывах проходили с трудом, но в этот раз парламентарии проявили невиданное единодушие. То же самое можно сказать и о выборе заместителей Павлова. Вице-спикерами, также безальтернативно, стали возглавлявший хурал в пятом созыве Цырен-Даши Доржиев и экс-сотрудник администрации главы республики Баир Жамбалов.

Оппозиционные партии в ответ на вопрос, почему они не выдвинули своих кандидатов на главный пост, разводили руками. «Нашу кандидатуру однозначно не поддержали бы, а идти просто ради участия неправильно. Иногда даже создавать иллюзию борьбы — это в какой-то мере потакать той стороне, на мой взгляд», — уверен коммунист Баир Цыренов. А справоросс Иринчей Матханов прямо заявил, что «была проведена большая предварительная работа». И проговорился: «Нам обещали, что это будет работать на благо республики». При этом он не исключил, что через какое-то время в хурале снова могут поднять вопрос о кресле спикера. «Ничего не мешает через год или полгода вернуться к этому вопросу, в ситуации с Гершевичем это было. В любом случае хурал должен быть рабочим органом, и многие депутаты через полгода уже протрезвеют от эйфории своих побед, которые получили различными путями, праведными и неправедными. И в любом случае довольно много людей хотят работать в рабочем режиме. Если он будет абсолютно нерабочим, то ситуация будет требовать того, чтобы убрали те механизмы, которые мешают хуралу работать — в первую очередь это руководящие органы. Так что, я думаю, через год ситуация будет совершенно другая, сами увидите», — прогнозирует Иринчей Матханов.

Оживление в хурале наступило только при избрании председателя комитета по экономике. Изначально здесь тоже не было никаких интриг. Еще за неделю до сессии депутат Михаил Гергенов «слил» информацию, что комитет вновь возглавит знаменитый «огородник» Анатолий Кушнарев. Хотя была и оговорочка: «возможны варианты». Варианты появились. На пост рекомендовали Батора Цыбикова, молодого амбициозного и успешного бизнесмена. Спикер уже готовился объявить голосование, но в последний момент взял слово грустивший всю сессию депутат Кушнарев, и прозвучало неожиданное для многих: «Я отработал два года заместителем, затем председателем комитета, так что считаю, могу исполнять эту должность и дальше и прошу поддержать мою кандидатуру», — он обращался не только к коллегам, но в первую очередь к главе Бурятии. По регламенту самовыдвижение, пусть и идущее вразрез с линией партии, в хурале допускается, так что в бюллетень было внесено две фамилии. Еще более неожиданными были результаты голосования: 37 за Кушнарева, 27 за Цыбикова. В зале раздался смех и довольно громкий: никто не думал, что депутаты «Единой России» уже на первой сессии соберутся нарушать партийную дисциплину. С некоторых рядов даже послышались аплодисменты.

Неожиданный поворот в ситуации спровоцировал в перерыве «срочное заседание фракции» единороссов. Что происходило за закрытыми дверьми Малого зала хурала в течение почти получаса, не известно, однако источники сообщили, что «внушение» было проведено на должном уровне. Позднее стало известно, что единороссы решили исключить Кушнарева из своих рядов. Впрочем, официально этого пока никто не объявил: члены партии ссылались на то, что подобные решения принимаются на самом верху, в Москве, и если оно будет принято, во фракции «ЕР» тоже станет на одного человека меньше.

Пока же из 15 руководящих постов в хурале единороссы забрали себе 12, уступив оппозиционерам лишь три поста заместителей председателей комитетов, один пост председателя комитета и неоплачиваемую должность руководителя комиссии по мандатам. С таким раскладом парламент Бурятии приступает к работе, хотя не исключено, что через какое-то время что-то здесь может поменяться. Чего не скажешь о ситуации в целом. Справоросс Баир Гармаев, комментируя ранее итоги выборов в Бурятии, отмечал, что нынешняя кампания была «довольно грязная», с применением черного пиара и перехода на личности, спаивания населения: «Вообще, выборы превращаются непонятно во что, с каждым разом ситуация все тревожнее».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте