> Князь Киевский Ярослав Мудрый на самом деле не хотел отдавать дочь в жёны королю Франции - Аргументы Недели

//История 13+

Князь Киевский Ярослав Мудрый на самом деле не хотел отдавать дочь в жёны королю Франции

19 декабря 2024, 11:53 [«Аргументы Недели», Олег Грищенко ]

В корне неверно распространённое мнение о том, что Ярослав Мудрый упорно стремился породниться с французским королём, чтобы обрести дополнительное влияние в Европе. На самом деле всё происходило совсем наоборот.       

В 1048 году инициатором этого брака стал сам французский король Генрих I. Причём его «свадебные» послы два года провели в Киеве, уговаривая русского князя.  

Сомнения Ярослава были вполне обоснованы. Серьёзные тяжбы при французском дворе начались ещё в 1027 году, когда король Роберт II Благочестивый объявил своего сына Генриха наследником престола. Это решение было связано с тем, что Генрих, как и король, являлся сторонником политики укрепления государства и был против втягивания Франции в военную экспансию против «мусульманских еретиков», к чему уже тогда активно призывал римский папа Иоанн XIX. В отличие от короля, его жена Констанца Арльская и ещё два их сына – Гуго и Роберт, были ярыми «папистами».

           В 1031 году Роберт II внезапно скончался. До этого он почти никогда не болел, поэтому в народе распространился слух, что короля отравили по приказу Констанцы. Ведь смерть мужа дала ей возможность организовать мятеж «папистов» с целью возведения на престол своего сына Роберта.      

До последнего не веря в такое вероломство матери, король Генрих I отдал приказ собирать войска лишь после того, как отряды Констанцы начали брать под контроль города страны. Поэтому, когда «паписты» предприняли нападение на ещё слабую армию Генриха, сторонники короля были легко разбиты.

Правда, Констанца торжествовала недолго. Генрих сумел избежать пленения и ускакал в Фекан к герцогу Нормандскому. Там ему удалось собрать большое количество войск, с помощью которых он вернул себе трон. 

Так же, как и его отец, Генрих стремился обеспечить мир в стране и не стал сводить счёты со своими недавними врагами. Большинство участников мятежа избежали казни, отделавшись откупными; Констанца была отправлена в уютный замок Мелён, расположенный на Сене недалеко от Парижа, а её сын Роберт был помещён под домашний арест – с условием немедленного освобождения, если он откажется от притязаний на престол, приняв в качестве компенсации Бургундию.

Но Констанца так и не смогла смирить униженной гордыни. Через год после отправки в почётную ссылку она отравилась, написав перед этим  Роберту, чтобы тот согласился на предложение Генриха, но «не умаляя ничем своей чести».

Роберт понял это пожелание так, как и рассчитывала мать. Выждав ещё два года, он письменно признал Генриха своим королём и отправился в Бургундию – однако вскоре через подкупленных сановников он принялся устраивать заговоры с целью ослабления власти брата.

В скрытой борьбе за трон Роберт, достойный сын своей матери, не гнушался никакими методами, в том числе политическими убийствами. Так в 1034 году, едва приняв в управление Бургундию, он с помощью агентов италийского купеческого союза организовал отравление невесты Генриха – Матильды, дочери императора Священной Римской империи Конрада II. Это лишило молодого французского короля внешнеполитической поддержки, необходимой ему, чтобы снова смирить в стране проявляющих непокорность «папистов». 

Затем людьми Роберта, также с помощью яда, были устранены несколько глав французских знатных родов, наиболее активно поддерживавших короля. Роберт попытался организовать отравление и Генриха, но это ему не удалось, так как после нескольких подозрительных смертей своих приближённых, Генрих приказал, чтобы всю королевскую пищу заранее пробовали нанятые для этого слуги. 

Ещё одним способом расшатывания королевского трона стало постоянное провоцирование Робертом междоусобных столкновений между французскими владетелями – за право наследования или из-за граничных земель между поместьями.    

Долгое время заговоры Роберта сходили ему с рук. Но, в конце концов, он перешёл черту. В 1044 году несчастье случилось с женой Генриха Матильдой – дочерью маркграфа Фризии, с которой король жил в счастливом браке. Не доносив ребёнка, Матильда неожиданно занемогла и затем скончалась в результате неудачного кесарева сечения. Сразу после этого делавший операцию врач был найден повешенным, что дало повод слухам о том, что королева была убита подкупленным врачом, которому потом заткнули рот. Расследование показало, что врач часто получал письма и деньги из Бургундии, и что время от времени его дом посещали говорившие на бургундском диалекте подозрительные незнакомцы.

Уже не сомневаясь в вине Роберта, Генрих впал в неистовый гнев и едва не отдал приказ готовить поход на Бургундию. С огромным трудом советникам удалось удержать его от междоусобной войны, в которой не были заинтересованы ни сторонники, ни противники короля.

Было ясно, что для смирения Бургундии королю надо или самому вступать в «папскую партию», или заключить прочный военный союз с сильной христианской страной, государь которой не был подвержен влиянию папского престола. Наиболее предпочтительной в этом плане была богатая и сильная Киевская Русь.

Конечно, Генрих не собирался приглашать во Францию иноземное войско, но сама возможность того, что по просьбе французского короля ему на помощь могут явиться многочисленные русские отряды, заставила бы присмиреть всех его врагов.

В то время к силе Руси довольно часто прибегали европейские страны, чтобы отразить набеги кочевников, или пресечь внутреннюю смуту. Соблюдая заключаемые для этого договоры, русские отряды всегда удовлетворялись согласованными откупными и не задерживались у соседей сверх оговоренных сроков. Это укрепляло уважение к русской державе и способствовало развитию её внешних торговых взаимоотношений.

Даже Византия, долго враждовавшая с Русью, в 1046 году заключила с ней договор о мире, в основе которого также лежала возросшая потребность императора в воинской поддержке для борьбы с мятежами. Константин сам предложил Князю Киевскому скрепить союз Империи и Руси женитьбой княжича Всеволода Ярославича на византийской принцессе.

Немалую пользу от родства с владетелем Киевской Руси получали и короли граничных с ней стран.

Король Генрих был наслышан об этих весьма выгодных брачных союзах. Когда же французские купцы привезли ему из Киева портрет прекрасной княжны Анны, расхвалив вдобавок её фигуру, стать, ум и характер, этой женитьбы Генрих стал желать всей душой.     

           Однако Киевский Князь Ярослав не дал согласия французским послам на брак Анны. Ярослава интересовали родственные связи лишь с королями, контролирующими ситуацию в своих странах, иначе могло оказаться так, что в какой-то момент Русь, помогая родственнику князя войсками, превратилась бы из союзника в оккупанта, которому противостояла бы значительная часть королевских вассалов.            

Лишь в 1050 году, после двухлетнего сидения в Киеве французских «свадебных» послов, Ярослав убедился, что власть короля Генриха достаточно устойчива, и потому разрешил-таки послам вызвать из Франции свадебную процессию.

В начале весны 1051 года охраняемый французской королевской стражей кортеж прибыл в Киев. В красиво украшенных повозках за невестой короля приехали несколько его доверенных сановников; возглавлял делегацию знаток посольского дела шестидесятилетний шалонский епископ Роже. Вместе с кортежем была привезена большая повозка, нагруженная золотой посудой, шкатулками с драгоценностями, шёлковой одеждой и другими дорогими подарками для князя и его семьи.

Изысканность подарков произвела на Ярослава благоприятное впечатление, и он вознамерился устроить в честь гостей грандиозный многодневный пир. Однако епископ Роже, проявив чудеса деликатности, упросил его отправить кортеж обратно как можно быстрее. И князь, скрепя сердце, согласился отпустить дочь без новых проволочек.     

 

Писатель, историк, филолог. Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.

Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.

Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.

ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:

• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.

• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.

• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в период: 9 век до н.э. – 9 век н.э.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте