На минувшей неделе прошла очередная прямая линия разговора президента Путина с народом. По прошествии нескольких дней стало ясно, что главным в этой «линии» было предупреждение в адрес властей Украины не делать нам гадости в период проведения в России чемпионата мира по футболу. В противном случае Путин фактически пригрозил Киеву объявлением войны: «Это будет иметь очень тяжёлые последствия для украинской государственности в целом».
И В ЭТОМ наш царь не имеет сегодня равных в мире – пригрозит супостату так, что тот сразу бросается звонить и оправдываться, как сделал Порошенко. Но эта печаль оказалась для нас не главной.
Главная – это какой-то мухлёж с ценами на бензин и солярку. На прямой линии питерский дальнобойщик даже попенял Путину, что вся страна за него голосовала, а он эти цены не контролирует. Казалось бы – объясни народу, откуда ноги растут, объясни понятно. Но этого не получилось ни у кого. До прямой линии пытался раскрыть тайну бензинового вредительства премьер Медведев, на самой «линии» – профильный вице-премьер Козак. И все трое говорили про какой-то неведомый «акциз», про нефтяные компании, которые хотят заработать, а в условиях рыночной экономики этого запретить нельзя… Одним словом, у большинства граждан страны сложилась твёрдая уверенность в том, что ими манипулируют, а в «верхах» засели почти что бандиты, которые грабят народ без зазрения совести, и помощи ждать нам не от кого.
Между тем признать, что над нами подло издеваются, – это уж слишком! А что, если мы имеем дело с той же проблемой – как и в авиации с космонавтикой, как в станкостроении и дорожном строительстве. Энергетической отраслью управляют дилетанты, которые так запустили проблему, что даже объяснить толком не могут, что происходит. Напомним, что куратором нефтянки в предыдущем правительстве был Дворкович, который одновременно курировал и сельское хозяйство, и науку. Образование – «экономическая кибернетика». Сменивший его профильный вице-премьер по нефтянке – по образованию юрист. Видимо, поэтому ни тот ни другой так и не смогли складно рассказать о причинах безумного роста цен на бензин.
Но чудес не бывает. Тайна раскрылась в полном объёме после разговоров с профессионалами.
Начнём с того, что 65% стоимости литра бензина или «дизельки» (так солярку называют профессиональные нефтяники) составляют налоги. То есть из стоимости литра бензина АИ-95, скажем, в условные 40 рублей 26 рублей – это то, что мы отдаём государству. В остальных 14 рублях – стоимость добычи нефти, её перегонки, доставки с НПЗ до АЗС плюс некая прибыль. То есть главный грабитель – это государство. Но ему и армию содержать, и пенсионеров с полицейскими.
Напомним, что наши начальники, словно сговорившись, винят во всём неведомый «акциз». А это всего лишь один из налогов, который включён в цену на бензин. Для бензина этот самый «акциз» равен 8 рублям за литр, для дизельки – 6 с полтиной. И с первого июля его должны были повысить ещё на 7%. Но власть перепугалась – в стране начались акции протеста, и даже вопреки Налоговому кодексу этот самый акциз уменьшили на 3 и 2 рубля соответственно. Так царь приказал. Но уменьшится ли цена после этого? Ответ – нет. Как она не уменьшалась после того, как нефть в мире подешевела со 120 долларов за бочку до 40.
Все возмущались – нефть дешёвая, так и бензин должен подешеветь – как в странах ЕС и США. А у нас – нет, поскольку четверть бюджета страны формируется от всех нефтяных и газовых налогов. И если доход казны от налога на вывоз подешевевшей нефти уменьшился, то добирать его будут за счёт цен в бензоколонках. То есть чем дешевле нефть на мировом рынке, тем дороже бензин и дизелька на российских АЗС.
Но акциз – далеко не единственный налог. Ещё один – так называемый налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ. Он растёт год от года и в 2018 году равен 919 рублей за тонну добытой сырой нефти. Предполагалось увеличивать его и дальше.
Одним словом, рост цен на бензин если и зависит от нефтяных компаний, то не смертельно. Главный фигурант, благодаря которому цена на бензин стала причиной возможных общественных беспорядков, – это правительство. Именно правительство решило драть три шкуры с граждан. Вместо того чтобы развивать промышленность, малый и средний бизнес, внедрять науку в производство и расширять тем самым налоговую базу. А оно как сидело на нефтяной игле, так и сидит. И главная загадка – зачем Путин оставил после выборов всё как было и не послал подальше тех, кто дискредитирует его почём зря! Но эта загадка нам не под силу.
А сейчас раскроем истинное положение вещей в нефтяной отрасли и бензиновом беспределе. На российских НПЗ перерабатывается 280 млн тонн нефти в год. Из них примерно 50 млн тонн на так называемых самоварах – это заводики без какой-либо глубокой переработки нефти – там делают так называемые тёмные нефтепродукты. Несколько лет назад правительство решило снизить таможенные пошлины на вывоз светлых нефтепродуктов: бензин, дизельку и авиационный керосин. А пошлины на сырую нефть – задрать. Сделано это было для того, чтобы стимулировать владельцев НПЗ провести модернизацию производства и довести глубину переработки сырой нефти до 80%, как на Западе и США. Сегодня этот показатель у нас – 55%. Увы, номер не прошёл. Владельцы заводов с удовольствием повезли за границу бензин с соляркой, но про модернизацию многие из них забыли. В правительстве делали вид, что не замечают.