Почти 10 лет томится в тюрьме российский гражданин Виктор БУТ, приговорённый американским судом к 25 годам заключения, якобы за продажу оружия террористическим организациям и попытку убийства американских граждан. Наш соотечественник свою вину, несмотря на давление, не признал. Весной 2017 года Верховный суд США отказал в рассмотрении апелляции о пересмотре дела. Таким образом, правовые механизмы обжалования приговора в США исчерпаны. Более того, за интервью RT тюремные власти Америки на два месяца лишили Виктора Анатольевича права на телефонные звонки, общение с родными.
Общественный деятель Андрей РАЗИН вместе с супругой узника Аллой БУТ 22 октября наконец-то переговорили с Виктором. Причём по счастливому совпадению именно в тот день у этой мужественной женщины был день рождения. Г-н Разин пересказал Виктору Буту тезисы открытого письма президенту России Владимиру Путину, в котором озвучена просьба взять в свои руки координацию деятельности по возвращению на Родину граждан нашей страны, незаконно удерживаемых в США, и обсудил детали проведения персональной выставки картин Виктора Бута (написанных в американской тюрьме). Эту выставку Алла Бут планирует провести в Москве. Тремя днями ранее, 19 октября, Алла Юрьевна встречалась в редакции еженедельника «Аргументы недели» с Андреем Разиным и главным редактором «АН» Андреем Углановым.
Заранее спланированная провокация
– Алла Юрьевна, давайте напомним нашим читателям о том, когда и почему ваш муж оказался в американской тюрьме.
– Официально Виктор был арестован в Бангкоке (Таиланд) 6 марта 2008 года. Это была спецоперация американского Агентства по борьбе с наркотиками (DEA). Дело в том, что за два года до этого DEA получило полномочия бороться с терроризмом за рубежом и этим составило конкуренцию ЦРУ, которое раньше в этом вопросе было монополистом. Поэтому DEA жизненно необходимо было громкое дело, чтобы показать, что оно не зря тратит деньги американских налогоплательщиков.
А вообще, моего мужа стали активно разрабатывать ещё в 2001 году. Совет Безопасности ООН наложил на него санкции за якобы поставки вооружения незаконным формированиям в странах Африки и Ближнего Востока. Уже тогда наши адвокаты и эксперты по вооружениям, мягко говоря, высказывали сомнения по поводу законности этих санкций. Дело в том, что в документах СБ ООН вообще не указывались какие-либо источники информации. Просто голословные утверждения. Теперь-то мы знаем точно, что это была ложная, никем не проверенная информация. А если говорить шире, то санкции СБ были частью долгосрочной, заранее спланированной провокации. Ведь в настоящее время эти санкции официально отменены!
Из Виктора слепили монстра, чуть ли не второго террориста в мире после бен Ладена. Но опять же никаких конкретных фактов или доказательств приведено не было.
– Ну а как Таиланд-то оказался замешан?
– Дело в том, что некий Эндрю Смулян,британский гражданин, который когда-то был партнёром Бутапо бизнесу,прилетел в Бангкок и вызвал Виктора на встречу, где сообщил, что представители колумбийской организации ФАРК, которые противостояли тогдашнему правительству, хотят заключить сделку. Виктор им предложил два самолёта для перевозки, которые у него остались со времён развала СССР. На самом деле под видом «колумбийских повстанцев» выступали агенты того самого американского агентства DEA. И они просто устроили провокацию – ведь тогда американцы признали ФАРК террористической организацией.
Тайские власти получили письмо из американского посольства о том, что на их территории будут встречаться «террористы», и произвели арест. Но – второй «террорист», Смулян, в этот же день вылетает в Нью-Йорк, где якобы «сдаётся» и идёт на сделку со следствием. Потом стало известно, что билет ему был куплен заранее одним из агентов, он заранее знал о проведении провокационной операции и непосредственно участвовал в ней. Виктору, кстати, сразу же предложили пойти на сделку со следствием. Он отказался. Тогда ему сказали: «Хорошо, тогда сгниёшь в Таиланде». Условия содержания в этой азиатской стране действительно напоминают зверинец. И провёл он там 2, 5 г
Он злодей, я книжку читал
– Почему же российские власти сразу же не вступились за своего гражданина? Ведь из Таиланда его было вытащить гораздо легче, чем из США. Хотя, учитывая, кто тогда руководил страной…
– Эта провокация – первый пробный шар спецслужб США. Ранее такого масштабного дела против какого-либо российского гражданина не было. Конечно же, мониторилось – как будет реагировать Россия. И первые полгода все молчали. Наверное, тогдашнее руководство думало: а вдруг американцы правы? Ведь не было толком информации о деятельности Бута. Доходило просто до анекдота. О Викторе был снят фильм «Оружейный барон» и вышла книжка, где главный герой – прототип Бута. Так вот, в суде одного из свидетелей спросили: «Знаете ли вы этого человека?» Ответ: «Да, конечно, очень хорошо знаю, я посмотрел фильм и прочитал книгу!»
Через месяц тайцы поняли, что никакого терроризма нет, уголовное дело закрывают и Виктора должны были выпустить.
– Ну и почему не выпустили?
– Американцы за месяц подготовили новые обвинения, в которых говорилось, что на основании проведённой операции есть сведения о терроризме. И тогда же запросили экстрадицию. Причём запрос был подписан Кондолизой Райс (государственный секретарь США с 26 января 2005-го по 20 января 2009 г. – «АН»). То есть первое обвинение о подготовке терроризма на тайской территории оказывается ложным! И начинается слушание нового дела об экстрадиции. Судились долго. И выиграли. Тайцы отказали американцам в экстрадиции. Без всякой иронии скажу, получается, что тайский суд – самый независимый и непредвзятый.
Прецедентное право
– Тогда почему же его экстрадировали?
– Здесь уже чистая политика. Американцы приносят письмо, подписанное 12 конгрессменами. Причём опять без каких либо доказательств: «Мы хотим его забрать, потому что он злодей». Принесли в суд даже письмо от правительства Колумбии о том, что ФАРК – террористы. Кстати говоря, сейчас ФАРК не является террористической организацией. Это официальная партия, которая законно действует на территории Колумбии. За что вообще тогда арестовали?
Уголовный суд Таиланда посмотрел на все эти «танцы с бубнами» и в экстрадиции отказал. Дело ушло в Верховный апелляционный суд, а он подчиняется верховной власти. Американцам удалось надавить на правящую партию Таиланда и якобы получить разрешение на экстрадицию. Виктору не показали ничего – ни разрешения суда, ни решения правительства или премьер-министра. Да и позже, когда российские представители запросили документы, тайцы ничего и им не показали.
- Но наши дипломаты зашевелились в 2010 году, а почему раньше не пытались?
– Дело в том, что по тайскому законодательству даётся 2–3 месяца на то, чтобы подготовить человека к экстрадиции. Этого сделано не было. Юридически на данный момент тайское дело об экстрадиции не завершено. Оно открыто. Мы можем возобновить его в любой момент, и шанс на выигрыш очень большой.
– Но американцы ведь его уже не отдадут, там же был свой суд...
– Это дело десятое. Понятно, что выигрыш дела в Таиланде принесёт только морально-политические дивиденды. Но на основании этого решения уже тайцы могут подать в суд на США! А сейчас всё упирается в оформление необходимых в тайском правосудии бумаг.
– И всё-таки как вели себя наши власти? Почему не попытались вытащить Бута из Таиланда?
– Представители МИДа, сотрудники посольства помогали нам чем могли. Они с самого начала выступали против экстрадиции, делали запросы о предоставлении доказательств. Американцы им отвечали, что все доказательства в США в специальных «чёрных» ящиках. Но силы, по сути, изначально были неравные. Делом Виктора у них занимался целый отдел – 18 человек. А с нашей стороны – Андрей Дворников,консул посольства в Бангкоке, ему огромная благодарность. И два адвоката.
– Сейчас времена, конечно, меняются, но всё-таки после Бута воровской вывоз наших граждан продолжился.
– Для США в связи с их прецедентным правом всё это пошло по нарастающей. И для суда не важно, каким способом человек попал на скамью подсудимых. Разбирайтесь с этим сами, за стенами суда. А судебная машина тем временем «клепает» одно решение за другим по «прецедентной схеме имени Бута»: либо сотрудничаешь и получаешь 2 года, либо будешь сидеть, как Виктор, – 25 лет. Понятно, что многие люди соглашаются. И США убивают сразу несколько зайцев. Во-первых, обосновывают огромное финансирование подобных спецопераций за рубежом. Во-вторых, доказывают правомочность своих действий.
– Какова ситуация сейчас?
– Весной этого года Верховный суд США просто не стал рассматривать нашу апелляцию о пересмотре дела. Фактически все официальные, все юридические процедуры завершены.
А для этой апелляции мы нашли расследователей, которые разыскали в Африке Смуляна (в мае 2012 года Смулян был приговорён к пяти годам тюрьмы, четыре из которых он к тому времени уже отбыл. – «АН»), и он подтвердил, что да, его «взяли за одно место», но под запись это говорить он отказался. На чёрном рынке ходят отчёты агента DEA об этой спецоперации, наш адвокат их читал, чтобы удостовериться в подлинности, но купить мы их не смогли – свобода стоит очень больших денег, которых у нас нет.
Американцы потратили на спецоперацию по поимке Бута 150 миллионов долларов. Нам на все позиции – Таиланд, Верховный суд США, СБ ООН, Суд по правам человека – надо максимум 500 тысяч долларов.
Я, может быть, рассуждаю как дилетант, но больше всего в этой кошмарной эпопее меня потрясла ситуация с нашими правозащитными организациями. За всё время этой страшной трагедии нашей семьи никто из них не предложил помощь. Нам всё время помогает только МИД. По официальным каналам шлёт запросы, протесты.
– А почему нельзя произвести обмен согласно Международной конвенции 1983 года?
– Были предложения. Но американцы отказались. Хотя им предлагали обменять 13 граждан США, которые отбывают наказание у нас в Карелии, на двоих наших (Бут и лётчик Константин Ярошенко, осуждённый на 20 лет, но также не признавший своей вины. – «АН»). Но срок у них в основном – 4–7 лет.
- Должна быть птица другого полёта, видимо, чтобы они поняли.
– У них удобная схема. Информационная война, затем санкции, обвинения, прецедентное право. Но почему бы нашим спецслужбам не развернуть это прецедентное право в другую сторону?
ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ
Нужен «зеркальный» ответ
Совершенно очевидно, что все правовые, международные и юридические нормы, соглашения и конвенции американской элите не интересны – на это цинично не реагируют. Наглое заявление помощника госсекретаря прежней администрации Виктории Нуланд о том, что Виктор Бут, отказавшись от сделки с правосудием, «будет сидеть в американской тюрьме в назидание другим», говорит о многом.
Между тем история взаимоотношений СССР и США показывает, что американская элита всегда понимала только один принцип – «око за око, зуб за зуб». И во времена холодной войны тот же КГБ, да и другие советские государственные службы именно так и действовали. На любую провокацию шёл «зеркальный ответ». И своих тогда не сдавали. Достаточно вспомнить знаменитую историю «шпионского моста» на границе Восточной и Западной Германии, которая произошла 55 лет назад в 1962 году. Тогда советского разведчика Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера) обменяли на американского лётчика – шпиона Фрэнсиса Пауэрса. Абелю спецслужбы США также предлагали сотрудничество, а после отказа дали 30 лет тюрьмы. Пять лет велась кропотливая подготовительная работа, и в итоге произошёл обмен. Причём, почувствовав нашу силу, этот самый обмен инициировала заокеанская сторона. То есть КГБ СССР поставил оппонентов в такие условия, что они были вынуждены договариваться.
К сожалению, сейчас принцип «око за око» Россия не использует. Все попытки как-то защитить того же Виктора Бута исходят только от МИДа. Но это ведомство может по определению бороться с оппонентами мягко и интеллигентно.
Хотя много вопросов не только к МИДу. Почему, например, в 2013 году безнаказанным остался музыкант американской группы Bloodhound Gang Эвил Хасселхофф, который на концерте в Одессе подтёрся российским флагом, а на другой день как ни в чём не бывало прилетел с коллегами в Анапу для участия в фестивале? Отделался он беседой с силовыми структурами и высылкой. Почему не был арестован за оскорбление флага и не получил реальный срок?
А наши «принципиальные» правозащитники?! Алла Бут с горечью говорила о том, что они готовы помочь. Но за деньги. Очень большие деньги. Кто же защищает людей из чувства долга, сострадания, гордости?
Почему, наконец, мы защищаем сирийцев и иракцев, рискуя жизнью наших военных, обрушивая бомбы на террористов, тратя при этом громадные средства? В то же время фактически бросаем на произвол наших сограждан?
Напомним, что в ходе операции в Сирии, когда был организован «котёл» в Алеппо, именно американцы попросили нас дать коридор для вывода «своих» людей – военных советников, граждан США, военных инструкторов. Уже тогда можно было арестовать многих из них, обменять их. И если уж наших граждан незаконно вывозят из других стран и судят в Америке, то почему бы и нам не вывезти тех же инструкторов или советников с территории, например, Сирии или Украины, посадить в российские СИЗО и не устроить показательный процесс? Убеждены, что в такой ситуации с нами вели бы другие разговоры, на другом уровне и с другим результатом.
Уважаемый Владимир Владимирович! В своё время Российская Федерация выделила 5 млн бюджетных долларов на спасение чиновника Павла Бородина из «швейцарского плена». Бородин вернулся домой.
На спасение Виктора Бута необходимо гораздо меньше. И необходимо ваше официальное поручение – вызволение похищенных США граждан России – дело первоочередной государственной важности.
На наш взгляд, именно сейчас наступает удачное время для активизации государственной позиции по этому вопросу. Через месяц в Вашингтоне будет доказано что Москва не вмешивалась в ход выборов президента США. У Трампа окажутся развязаны руки, и одним из первых вопросов, который можно будет обсудить в рамках налаживания двухсторонних отношений, несомненно, должен быть вопрос передачи Виктора Бута на родину.
Андрей РАЗИН