Каталония готова объявить о независимости. Брюссель и Мадрид растеряны – что делать с двумя миллионами человек, проголосовавшими за свободу, там просто не понимают. Пока европейские чиновники предпочитают прятать голову в песок и утверждать, что никакого референдума не было. Совсем. Кроме этого испанские СМИ вовсю переводят стрелки на Кремль и обвиняют нашу страну в изощрённых кознях и поддержке сепаратистов. Истерию активно поддерживают США: «Каталония провела референдум. Россия победила», – пишет The Washington Post. Но, глядя из Москвы, всё выглядит ровно наоборот. Российский МИД, словно в полудрёме, вяло ограничивается протокольными заявами: «Развитие событий должно происходить строго в русле действующего испанского законодательства».
МЕЖДУ тем, как уверены многие эксперты, нашим дипломатам пора бы проснуться. Процесс отделения Каталонии от Испании уже вряд ли остановить без применения жёсткого насилия. Уж слишком велик энтузиазм каталонцев, желающих жить в своей стране. Для этого они, кстати, имеют значительно больше оснований, чем те же украинцы. Для возвращения Каталонии независимости есть две главные причины – историческая и политическая.
Во-первых, много веков Каталония жила независимо от Испании – была частью знаменитого Королевства Арагон,существовавшего вплоть до 1707 года на территории современных Испании и Франции. В Средние века эта могущественная морская и торговая держава решала многие европейские дела. Альмогавары – прославленная лёгкая пехота Арагона – одно время находилась даже на службе у византийских императоров. Их боевой клич «Проснись, железо!» наводил ужас на турков.
Были у великого королевства и великие короли. Самый известный – Фердинанд II Арагонский,заключивший в 1469 году брак с королевой Кастилии Изабеллой I. Это событие и положило начало объединению Испании в единое государство. Католические короли Фердинанд и Изабелла завоевали Гранаду и вытеснили мавров с Пиренейского полуострова. Отправили на поиски пути в Индию экспедицию Христофора Колумба. Словом, открыли Америку.
Политическая и юридическая независимость каталано-арагонской короны сохранилась до начала XVIII века. Пыталась отделиться Каталония от Испании и в XIX, и в XX веках. Причём репрессии против каталонцев во времена режима генерала Франко значительно способствовали популяризации движения каталонского сепаратизма. В этом и заключается политическая причина нынешнего неожиданно острого противостояния каталонцев с кастильцами.
Дело в том, что в Испании сейчас набирают популярность франкисты. Некоторые эксперты даже проводят аналогию с ренессансом сталинизма в России. Но, кажется, в Мадриде процесс продвинулся значительно дальше, чем в Москве. Нынешний премьер-министр Испании Мариано Рахой является лидером правящей Народной партии. В своё время она была образована бывшими членами Национального движения – партии Франко. Так что неслучайно в Каталонии Рахоя считают фашистом и вторым Франко, который способен снова потопить народ в крови. Если до референдума такой образ ещё казался преувеличением, то после действий испанской полиции, зверски избивавшей каталонцев, в это можно поверить без труда.
Всё это приведёт лишь к обострению ситуации – железо Каталонии снова проснулось. Мадрид тоже не намерен отступать, но остановить процесс обретения Каталонией независимости уже можно только репрессиями. Именно для их обоснования испанские и прочие западные СМИ старательно увязывают каталонцев с Россией, которая уже давно имеет в Европе буквально демонический образ. Любопытно, что в такой ситуации каталонцы тоже вынуждены привлекать внимание Кремля и пугать Мадрид и Брюссель.
На днях пресс-секретарь главенствующей в регионе партии «Каталонская солидарность за независимость» заявил буквально следующее: «Если Каталония получит независимость, то признает Крым частью России. На полуострове прошёл референдум, на котором народ решил присоединиться к России. Можно только уважать результаты этого плебисцита. То же самое касается и антироссийских санкций – Каталония не будет их соблюдать». Конечно, для Москвы такие слова звучат как симфония, но нужно не забывать, что, когда разваливаются государства, это плохо. Вспомните, что было в России в начале 90-х годов прошлого века.
Наша страна прошла этот путь, и раз уж Москву буквально за уши притянули к старинным испанским разборкам, то МИДу пора начать действовать и применить опыт Минских соглашений. Кстати, Минск прекрасно подходит для переговоров по урегулированию и этого конфликта: с одной стороны – Испания, с другой – Каталония, а гарантами мирного процесса могут выступить опять же Россия, Германия и Франция.