Чем ответит Москва за убийство российского генерала в Сирии
№ () от 27 сентября 2017 [«Аргументы Недели », Виктор Крестьянинов ]
Битва за Сирию вступает в решающую фазу. Вашингтон при помощи подконтрольных курдских военных формирований пытается захватить самые большие месторождения сирийских углеводородов на восточном берегу реки Евфрат. Уже почувствовав запах нефти, американцы не останавливаются ни перед чем – многие специалисты и эксперты уверены, что атака запрещённого в России ИГИЛ на российского генерал-лейтенанта Валерия Асапова возле города Дейр-эз-Зор была организована спецслужбами США. В результате, по некоторым данным, погиб весь штаб нашей группировки на этом направлении. Понятно, «ответка» должна быть – иначе заокеанские «партнёры» не остановятся. События развиваются очень стремительно: если курды не уйдут от Дейр-эз-Зора сами – их проводят домой силой.
ВСЁ последнее время российские военные были заняты организацией переправы на восточный берег Евфрата. В Сирию военно-транспортной авиацией была переброшена дополнительная техника, позволяющая очень быстро форсировать водные преграды. В течение двух дней возведён мост с пропускной способностью 8 тыс. машин в сутки и выдерживающий танки весом в десятки тонн. Одновременно авиация нанесла новый предупредительный удар по союзникам Штатов: погиб один курдский боец, несколько ранены. Впрочем, похоже, что до курдов столь ясный сигнал пока не дошёл – надеясь на помощь Вашингтона, они угрожают российским и сирийским силам.
Тем не менее пока американцы старательно избегают прямого противостояния с Москвой. Пытаются гадить через своих подручных в различных частях Сирии. На прошлой неделе, стремясь остановить или затормозить наступление сирийской армии возле Дейр-эз-Зора, джихадисты нарушили перемирие в провинции Хама и пошли в наступление.
В атаку при поддержке бронетехники и танков были брошены сотни отлично подготовленных ингимаси (от араб. «врывающиеся») – особый спецназ исламистов – их Силы специальных операций.На каждом таком террористе надет пояс смертника, однако подрывают они себя лишь в случае совершенно безвыходного положения. Настоящих смертников-шахидов они пускают впереди себя. Цель ингимаси – одержать победу либо пасть в бою. Отступление не дозволяется. После удачной операции по захвату особо важных объектов, населённых пунктов, ликвидации вражеских командиров, уничтожения военной техники они возвращаются на свою базу.
Операция в Хаме готовилась в секрете несколько месяцев. Для этого, по некоторым данным, джихадисты использовали закрытую связь американских спецслужб. Но это им не помогло – ингимаси попали в хорошо подготовленную засаду. В итоге сирийские СМИ показали в своих телерепортажах десятки трупов боевиков, много сгоревшей и захваченной бронетехники. Тем не менее, несмотря на столь успешный разгром исламистов, сирийцам всё же пришлось снять от Дейр-эз-Зора некоторые свои части.
Впрочем, американцы, как обычно, отрицают какую бы то ни было причастность к этим событиям. Не желают они признавать и своё участие в гибели генерал-лейтенанта Валерия Асапова вместе со штабом. Однако уж очень вовремя для них и очень точно прилетела мина, поразившая российских офицеров. Тем более генерал находился в санкционном списке Запада в связи с войной на Украине и возвращением Крыма в состав России. Поэтому даже в Турции многие наблюдатели уверены, что это «дело рук американской разведки. Чтобы притормозить русских в Дейр-эз-Зоре, взяли на прицел их мозговой центр».
Но как это часто бывает, американская операция по захвату сирийской нефти приносит и парадоксальный эффект. Видя мощную поддержку заокеанских кураторов, курды решили срочно объявить о создании своего государства. В начале недели в иракском Курдистане прошёл референдум о независимости. Такой демарш вызвал возмущение в Турции, Иране и Ираке. Все эти страны опасаются распада – на их территориях проживают миллионы курдов.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган разразился гневной речью и пообещал перекрыть нефтепровод, по которому нефть из иракского Курдистана идёт на экспорт. А премьер страны Бинали Йылдырым заявил буквально следующее: «Экономические потери в 300–500 миллионов долларов – это не та проблема, из-за которой Турция может пренебречь своей национальной безопасностью». Всё это спровоцировало рост цен на углеводороды – стоимость нефти поднялась выше 59 долларов за баррель. Недосягаемый ещё недавно уровень. Это, конечно, идёт на пользу нашей экономике.
Тем не менее Москве сейчас не выгодно появление на Ближнем Востоке нового курдского государства, находящегося под контролем Вашингтона. Курды сами сделали свой выбор – дробить Сирию и отдавать её часть под контроль США Кремль не будет. И в этом его поддержат и в Анкаре, и в Тегеране, и в Багдаде.
Виктор КРЕСТЬЯНИНОВ