Пекин первым приклеил Трампу ярлык «сумасшедшего»
№ () от 6 сентября 2017 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
Владимир Путин вновь посетил Китай. По телекартинке можно делать однозначный вывод – дружба наших стран продлится тысячи лет. Дай бог! Но есть у Китая и закрытая сторона, где кипят страсти побольше наших. Куда они вынесут эту огромную страну?
Чуть больше месяца назад на самой крупной учебной военной базе Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чжужихэ во Внутренней Монголии прошёл военный парад в честь 90-летия НОАК. Как указывают источники «АН», в параде приняли участие 12 тыс. военнослужащих и 600 единиц военной техники. В том числе более 100 самолётов. Причём, по оценкам экспертов, около 40% видов вооружений демонстрировались впервые. Это новейшая межконтинентальная баллистическая ракета и истребитель 5-го поколения. Ведущие российские китаисты усмотрели в этом некую внутриполитическую подоплёку.
Говорят, что проведение такого грандиозного парада – это ответ лидера Китая Си Цзиньпина (он принимал парад и был одет «в камуфляж») «молодым волкам» в руководстве НОАК и военно-промышленного комплекса Китая. Многие из них считают, что товарищ Си излишне мягок во внешней политике. Что Китай, отстаивая свои интересы на международной арене, должен действовать более агрессивно и жёстко.
Тема избыточного миролюбия может быть поднята противниками Си Цзиньпина на осеннем съезде КПК. Работая на опережение, он и показал им, что гораздо жёстче, чем о нём думают. До осеннего съезда КПК прошло и торжественное заседание верхушки партийно-государственно-военной номенклатуры КНР и КПК, посвящённое 90-летию НОАК. Тов. Си выступил и там.
Такой силовой напор наши китаисты объясняют тем, что на осеннем съезде КПК Си Цзиньпин и его сторонники хотели бы заставить делегатов принять решение об отказе от формулы Дэн Сяопина «5+5», а не просто переизбрать лидера председателем КПК на следующие пять лет. Пусть Си Цзиньпин сможет оставаться лидером Китая и на третий, и на четвёртый срок. Как известно, формула Дэн Сяопина означает два пятилетних срока для высшего партийно-государственного деятеля, после чего следует смена лидера. В этом контексте военный парад и выступление на юбилейном заседании стали демонстрацией того, что НОАК находится на стороне Си Цзиньпина.
Этот сигнал предназначен противникам товарища Си в верхушке руководства КПК. И не только «молодым волкам», но и сторонникам бывшего лидера Китая Цзян Цзэминя. Об этом сообщают интернет-ресурсы, работающие за пределами Китая.
Мало кто знает, но за несколько дней до военного парада по обвинению в коррупции был арестован самый молодой член Политбюро КПК Сунь Чжэнцай. Он входил в число возможных сменщиков Си Цзиньпина после истечения формулы «5+5», не являлся его сторонником, а был ориентирован на Цзян Цзэминя. Арест явно не случайный: на осеннем съезде партии, если указанная формула не будет отменена, должны объявить лидера Китая очередного поколения – сменщика Си Цзиньпина. Им вполне мог быть и Сунь Чжэнцай.
И ещё. Как указывают осведомлённые источники, сразу после ареста Сунь Чжэнцая в Пекине состоялось закрытое совещание верхушки партийной, государственной и военной номенклатуры КПК и КНР. На нём Си Цзиньпин выступил с докладом об основных рисках в политике, экономике и социальной сфере Китая. Центральный печатный орган КПК газета «Жэньминь жибао» в статье «Великие вещи наконец-то свершились» сообщила, что это совещание является «самой важной встречей на высоком уровне перед XIX съездом партии». После этого на военный парад вопреки традиции не были приглашены ветераны КПК из прежних поколений руководства Китая. Прежде всего представители группы Цзян Цзэминя. При этом парад транслировался не в прямом эфире, а в записи. Скорее всего, Си Цзиньпин беспокоился за свою безопасность.
Через месяц после закрытого военного парада, в августе, начались традиционные закрытые встречи руководства КПК и КНР на курорте Бэйдайхэ. Именно там обсуждаются будущие решения съезда партии. Но Си Цзиньпин резко сократил количество таких встреч и отсёк от них ветеранов КПК из прежних поколений руководства Китая. Прежде всего представителей группы Цзян Цзэминя.
ГРАНДИОЗНОГО «закрытого военного парада» на военной базе Чжужихэ была и внешнеполитическая составляющая. Как указывают наши источники, главными адресатами сигнала товарища Си были США и Россия. США – чтобы посдержаннее вели себя в ситуации с «разруливанием северокорейского вопроса». Мол, благодаря Си Цзиньпину Китай выступает за доброжелательные и партнёрские отношения с США, но может свою позицию изменить.
Что касается России, она должна быть поуступчивее в своих отношениях с Китаем и не метаться между ним и США. Сегодня Китай предпочитает осваивать российские Дальний Восток и Восточную Сибирь путём экономической экспансии. Но может изменить свою позицию, поскольку нынешняя военная мощь ему это позволяет.
Что касается «северокорейского вопроса», следует отметить, что в начале августа через китайское государственное, но непартийное издание Global Times был дан такой сигнал США. Если КНДР первой нанесёт удар по США, а США ответят, то Китай займёт нейтралитет. Но если США и Южная Корея сами попробуют первыми нанести удар по КНДР, Китай им этого сделать не позволит.
Карты китайских политиков всё больше путает президент Трамп. Он заявил недавно, что подвергнет санкциям все страны, которые торгуют с Северной Кореей. На Китай приходится 90% этой торговли. Поэтому в Пекине всерьёз заговорили о психологической неадекватности Д. Трампа. Но осложнение отношений с США перед съездом КПК товарищу Си невыгодно: может разрушить его планы по отказу от формулы «5+5».
Чисто внешне Москва для Пекина остаётся единственным островком стабильности и предсказуемости. Но и у нас, и в Китае началась схватка «бульдогов под ковром» за власть между различными группировками. Да и в США местные «бульдоги» почти сожрали Трампа. Кто останется цел? Накануне Второй мировой войны, глядя, как Германия и СССР готовятся к войне, Мао Цзэдун сравнил их с двумя тиграми – мол, когда они схватятся и истощат друг друга, на мировую сцену выйдет китаец в белом фраке и прикончит обоих. У товарища Мао не хватило для этого времени. Очередь за товарищем Си. Если тигры не сожрут его самого.