> От власти требуется не так много: быть справедливой и честной - Аргументы Недели

//Политика

От власти требуется не так много: быть справедливой и честной

1 марта 2017, 11:14 [«Аргументы Недели», Беседовал Вячеслав ПАН ]

Продолжение. Начало читайте здесь

 

-  Куда направлен основной вектор внешней политики Кыргызстана?

- Внешняя политика Кыргызской Республики всецело подчинена интересам народа.

Она должна быть предсказуемой, последовательной и экономически выгодной.

Международное сообщество должно видеть в Кыргызстане надёжного партнёра, который чётко выполняет принятые на себе международные обязательства и следует нормам международного права.

Направлена она на глубокую перезагрузку отношений с соседними государствами - Казахстаном, Китаем, Таджикистаном, и Узбекистаном.

Выход на новый уровень стратегического сотрудничества с Россией - это приоритетное направление внешней политики.

Обеспечение надёжной системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ.

Интеграцию страны в ЕАЭС. Развитие взаимовыгодных политических и экономических международных отношений с США, ЕС, другими странами.

- Кто-нибудь из российских политиков или исторических деятелей вызывает у вас симпатию?

- Это, конечно же, глава вашего государства.

Прежде всего, за то, что он умело защищает интересы России. Это видно везде и во всём, поэтому авторитет России в мире растёт.

Главное - он нормальный русский человек, в этом его сила и угроза для его оппонентов. Он реально популярен не только в России, но и в мире.

Журнал Forbes назвал его самым влиятельным человеком планеты.

Он интересен как личность, интересен тем, что не играет роль Президента.

Он нормальный человек, который может искренне смеяться, шутить, всегда высказывает своё мнение, и это удивительно.

Другие политические деятели пытаются это имитировать.

Киргизы знают и ценят его как искреннего и убеждённого сторонника братских отношений между нашими народами.

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

- В последние годы наблюдается небывалый всплеск терроризма и насилия в мире, существует угроза радикального исламизма. В какой степени Кыргызстан чувствует эту угрозу на себе?

- Терроризм не самостоятельное явление. За ним стоят определённые силы, поэтому он организован, подготовлен, спланирован, ну и, конечно, профинансирован.

Надо жёстко защищать наше цивилизационное пространство и действовать сообща в рамках единого антитеррористического объединения, тогда мы сможем защитить наши страны.

Особое положение Кыргызстана обусловлено близостью границ к Афганистану, наркотрафику. К существующим на этой территории радикальным движениям.

Но радикализм живёт до той поры, пока не встретит активное сопротивление. Надо укреплять оборону, не только в военном смысле. Сильно то государство, у которого хорошо работает экономика. В этой связи не могу не сказать о евразийском экономическом союзе. ЕАЭС и является механизмом усиления экономической мощи стран. Перед республикой этот шанс сегодня существует.

В связи с событиями на Ближнем Востоке угроза исламского радикализма для Кыргызстана будет возрастать. Участились выезды граждан Кыргызстана, соседних стран в Сирию. Существует угроза их возвращения, кроме того рядом Афганистан, а как известно антитеррористические операции против ИГИЛ прямо влияют на ситуацию в этой стране.

В социальных сетях идёт активная пропаганда идей радикального ислама.

Тревожным сигналом является атака террориста на китайское посольство в Бишкеке. Предметом обеспокоенности для Китая, является деятельность антикитайских группировок, исламских радикалов на территории Центральной Азии.

Экономические сложности пока не позволяют создать в стране мощные и эффективные структуры по борьбе с терроризмом.

В нынешней ситуации вопросы безопасности, безусловно, выходят на первый план, надо быть готовыми реагировать на возможные проявления терроризма. Большая работа должна быть со стороны региональных антитеррористических структур ШОС и ОДКБ. Бороться с этим злом нужно всеми методами.

- Если затронута тема радикального исламизма, то что, на ваш взгляд, происходит в Сирии?

- Сирия - это страна, где идёт война со всеми вытекающими из этого проблемами. Не первый день обсуждается вопрос о мирном урегулировании ситуации, при этом существует множество противоречий в подходах к нему, а война продолжается, страдают мирные люди. Пока не ясно, по какому пути может пойти этот процесс, его участники обсуждают, сколько группировок, какие группировки могут присоединиться к мирному процессу. Другой вопрос, как и кто будет восстанавливать страну, чем занять людей, которые привыкли только воевать, кто восстановит разрушенную инфраструктуру, что будет с беженцами? Это большой вопрос.

Сирию надо освободить от террористов, и она не должна быть страной радикального ислама. Думаю, каждый здравомыслящий человек согласен с этим. К сожалению, на Западе нет понимания того, что с радикальными группами невозможно разговаривать, и что на Востоке иные люди и нравы, далёкие от либеральной демократии. А ведь для установления стабильности и безопасности в мире необходимо сосуществование цивилизаций со своими ценностями, культурой, историей и традициями. Недопустимо подменять, к примеру, исламскую культуру, цивилизацию с «Исламским государством».

-  В последнее время мы наблюдаем такое явление как президенты в изгнании. Например, украинский президент Виктор Янукович, бывший президент Перу Альберто Фухимори, экс-президент Туниса Зин эль-Абидин Бен Али. Нужно ли народу, избирателям заранее побеспокоиться о неприкосновенности законно избранного президента и членов его семьи?

- Неприкосновенность президента или президентский иммунитет является не личной привилегией гражданина, а должностным средством защиты публичных интересов. Он представляет собой средство, гарантию обеспечения беспрепятственного и бесперебойного осуществления президентом своих функций, потому что государственные интересы должны быть на первом месте. Кроме этого такая норма даёт гарантию независимости деятельности президента и создаёт условия для нормальной работы главы государства, обеспечивает состояние защищённости от каких бы то ни было посягательств. В том или ином виде такая мера существует во многих странах. Поэтому она не просто должна быть, а должна ещё и работать.

О ЛИТЕРАТУРЕ

- Удаётся ли вам сейчас заниматься творчеством или всё время отбирает законотворчество? Если не секрет, над чем работаете? Известно, что вы пишите стихи, занимались переводом с русского на кыргызский язык, не могли бы немного коснуться темы поэзии?

- Поэзия удивительным образом всегда находит какие-то новые возможности для отображения действительности.

Поэзия рождается из многообразия переживаний, наблюдений, ощущений окружающей жизни поэтом.

Стихи обладают удивительной способностью - ясно и ёмко выражать мысли и чувства при этом самые обычные вещи становятся красивыми, наполняются особым смыслом.

В современной медицине есть целое направление - терапия чтением. Она помогает людям разрешать их проблемы.

Я люблю поэзию, она, безусловно, часть моей жизни. Я люблю русскую поэзию, люблю поэзию Пушкина, Есенина и др. Сейчас не хватает времени заняться творчеством, но поэзия всегда в моей жизни, она учит смотреть на мир через душу. Я всегда поражаюсь, как в таких маленьких текстах можно передать так много мыслей и чувств».

- После Чингиза Айтматова киргизские, да что там - центральноазиатские - поэты и писатели не получали такой широкой славы на постсоветском пространстве. Как вы думаете, в чём причина? Общий спад интереса к литературе или в силе личности, харизматичности Чингиза Торекуловича?

- Несомненно, что всемирно известный писатель, мыслитель, дипломат и общественный деятель Чингиз Айтматов за свою плодотворную жизнь феноменальным талантом и активной международной деятельностью внёс огромный вклад в познание миром тюркской цивилизации.

На каждом шагу своего славного жизненного пути он прославлял духовные ценности кыргызского народа. И занял особое место в мировой истории.

Произведения Чингиза Айтматова, выдающегося писателя человечества, изданы тиражом более 150 млн. книг на 176 языках мира. По данным ЮНЕСКО, по переведённым и изданным произведениям он входит в первую десятку писателей мира.

Айтматов является самым читаемым писателем в мире. Его «Джамиля» издавалась во Франции более 20 раз, в Германии тридцать семь…

По произведениям Айтматова в театрах разных стран мира поставлено около тысячи спектаклей, поставлены оперы и балеты, снято 25 художественных фильмов. Неоценима и роль Айтматова в выходе киргизского кино на мировую арену. Луи Арагон назвал его повесть «Джамиля» - «Самая прекрасная история в мире о любви».

Чингиз Айтматов писатель Евразии, он глубоко понимал образы жизни и мировоззрения народов Запада и Востока и соединял их литературные традиции.

Чингиз Айтматов был достойным сыном не только своего народа, но и сыном всего человечества.

Человечество во второй половине XX века должно было выдвинуть из своих рядов личность, которая воплотила бы в себе мысли, чаяния, размышления о хорошем и плохом, о прошлом и настоящем, о настоящем и будущем, о благородном и неизменном, чаяния, присущие всем людям на планете Земля, независимо от национальности, цвета кожи, вероисповедания.

Он был обыкновенным человеком, и в то же время недосягаемым высотой полёта мысли и деяний. Поэтому его творчество было Вселенским. Наша эпоха должна была дать человечеству именно такого писателя.

А что касается вопроса, так ведь гении рождаются один раз в сто лет.

О ЛИЧНОМ

- Вы верующий? Каковы ваши взгляды в этой области?

- Да, но предпочитаю не распространяться на эту тему. Считаю, что вера должна быть в сердце человека, в душе. Она не должна проявляться во внешних эффектах. Я отношусь к людям из традиционных религии, как к братьям и сёстрам, готов их поддерживать, решать их проблемы, поздравлять с праздниками.

По большому счёту люди из традиционных религий принадлежат к одной цивилизации.

Зачастую люди, попадая в сложные жизненные ситуации в поисках ответа на возникающие при этом вопросы, находят их в религиозной сфере. Находить ответы через образование сложнее. Я не хочу противопоставить религию и образование. Они ведь могут сосуществовать. Вопрос в том, что если не развивать светское образование - это ведёт к догматизации общества. Вот в чём проблема.

Верить думаю, надо в добрые помыслы человека, что все мы пришли в этот мир для того, чтобы творить добро.

И если мы будем это делать, мы добьёмся комфорта в своих сердцах, и нас ждёт успех.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Катастрофа жуткая... А центральные власти не знают об этом?