Визит российского президента Владимира Путина в Киргизию совпал со стартом предвыборной кампании в республике, которая в ноябре будет выбирать своего нового президента. Конечно, помимо рабочих вопросов Владимир Путин обсуждал со своим киргизским коллегой Алмазбеком Атамбаевым и вопросы, касающиеся предстоящих выборов.
«Аргументы недели» попросили рассказать о ситуации в регионе второго человека в государстве - председателя Жогорку Кенеша (Верховного Совета) Республики Кыргызстан Чыныбая Акуновича Турсунбекова.
ВСЕ - НА ВЫБОРЫ
- Чыныбай Акунович, выборы в Киргизии сохраняют интригу, непредсказуемость? Вот мы в России, например, точно уже знаем, кто станет президентом нашей страны в 2018 году…
- Конечно, можно говорить, что административный ресурс, поддержка действующим президентом кого-то из кандидатов может дать ему определенное преимущество. Но окончательно всё решает народ. В Киргизии, я думаю, что, как и в России, не пройдут ни грязные политтехнологии, ни подтасовки голосов. Избиратели просто не дадут неправильно или ошибочно подсчитать результаты голосования. Поэтому исход выборов пока неясен, что закономерно для любого демократического общества.
Президентские выборы 2017 года будут оказывать влияние на все стороны жизни Кыргызстана.
Все основные политические силы будут в этом году заняты подготовкой к этому событию, при этом многие из них не будут складывать яйца в одну корзину.
Желающих побороться за президентский пост традиционно будет много. Выборы будут конкурентными.
Те, кто не примет участие в выборах, тоже будут играть свою роль, как ресурсов, консолидация с которыми будет необходима для претендентов.
Роль партий будет в создании сетей, обслуживающих участников президентской гонки.
Президент нашей страны Алмазбек Атамбаев решительно заявил, что парламент должен доработать до завершения своего срока, что выборы президента пройдут честно.
- У ваших соседей недавно тоже прошли президентские выборы. И поражает сказочная явка избирателей. У кого-то 98 процентов, у кого-то 88 процентов. Просто сказка какая-то, а не дисциплина… Какая посещаемость избирательных участков может быть в Кыргызстане?
- Такой номер в Кыргызстане не пройдёт. Даже при огромной политической активности и мобильности населения Кыргызстана максимальная посещаемость выборов может составить 50-60 процентов. Кыргызстан – маленькая страна, здесь всё всем видно, ничего не скроешь, ничего не припишешь.
- Не секрет, что в Киргизии сильны семейные, родовые отношения. Молодёжь будет прислушиваться к старикам: обязательно прийти на выборы, за кого голосовать?
- Раньше действительно было так. Но современная молодёжь самостоятельная. В последние годы почти четверть населения Кыргызстана задействована в миграционных процессах. Средний возраст мигрантов 25-35 лет. Экономическое значение миграции возрастает, трудовые мигранты содействуют экономическому росту страны, отправляя денежные переводы в различные регионы. Ежегодные поступления от трудовых мигрантов из России в доле ВВП страны составляют около 33%. Каждое четвертое домохозяйство в стране имеет одного трудового мигранта, для большинства из них опора на такую поддержку имеет долгосрочную стратегию. Теперь иногда получается, что, наоборот, аксакалы прислушиваются к мнению молодых, которые смогли заработать деньги и кормят свои семьи.
- В Бишкеке расположено одно из самых больших посольств США с многочисленными сотрудниками. Не только же на красоты Иссык-куля они приехали полюбоваться. У США свои интересы в регионе, тем более - после того, как вы отказали им в авиабазе и повернулись к России. Возможно, они захотят повлиять на какие-то процессы, сделать свои ставки на определённых кандидатов…
- Здесь главное – выбор киргизского народа, интересы кыргызстанцев – это самые главные интересы. Ни народу, ни элитам не нужны революции и потрясения. Большинство киргизов ставку делают на Россию, где проживают около 1 млн кыргызов. Поэтому получается, что косвенно в выборах президента Кыргызстана примут участие и россияне. Неоспоримый авторитет российского лидера Владимира Путина среди киргизов будет также определять симпатии избирателей.
ЭКС-ПРЕЗИДЕНТЫ В ИЗГНАНИИ
- Наблюдателей во всём мире в своё время удивили сразу две подряд революции в Кыргызстане. Как такое могло случиться в достаточно стабильной, консервативной Центральной Азии? Говорят, что исторически в кыргызском народе заложена эта нетерпимость к несправедливости, стремление к смене власти, которая не оправдала ожидания народа…
- Падение режимов Акаева и Бакиева - следствие критической массы не решенных властью социально-экономических проблем. Руководство страны по сути дистанцировалось от общества и погрузилось в дела обогащения и политического выживания. Оба режима устранились от реальной модернизации системы и реформ.
События в обоих случаях происходили настолько стремительно, что оппозиционные группы не могли управлять ими. Но их призывы к отставке президентов способствовали взрыву. Причиной недовольства народа была вопиющая коррупция и узурпация власти в стране семьями тогдашних президентов. Можно сказать, что терпение народа просто лопнуло.
Любое насилие недопустимо. Ведь даже смерть одного человека - это невосполнимая утрата. Во время событий в апреле 2010 года погибло 87 человек, более полутора тысяч было ранено.
Коренные причины двух революций находятся в демократическом духе народа, в том, что он политически волен и свободен. Народ Кыргызстана и в 2005, и в 2010 гг. был недоволен тем, что их ожидания были обмануты.
Люди в Кыргызстане политически активные. От политиков они ждут справедливости, выполнения своих обещаний.
- Бывшие президенты Кыргызстана живут за границей. Акаев - в Москве, Бакиев - в Минске, боюсь даже ставить многоточие в этом вопросе. Почему места на родине им не нашлось?
- Потому что народ их свергнул и лишил власти.
В 2005 году в республике произошла тюльпановая революция, причиной которой была узурпация власти Акаевым и его семьей. В результате Акаев был вынужден бежать в Москву.
Бакиев повторил судьбу своего предшественника. За 5 лет своего правления он успел сделать гораздо больше, чем Акаев за 15 лет, но не для страны, а для себя и своей семьи. Вследствие чего он был свергнут в апреле 2010 года, но на этот раз не обошлось без человеческих жертв: по сторонникам оппозиции открыли огонь, погибли люди. Бакиев нашёл убежище в Беларуссии.
В Кыргызстане Бакиева и его семью обвиняют в многочисленных преступлениях. Суд заочно приговорил экс-президента к пожизненному заключению.
Простое сравнение причин изгнаний двух президентов Кыргызстана свидетельствует о неспособности их режимов как-то ощутимо улучшить жизнь людей в стране, хотя в «другом» они, конечно же, преуспели.
И даже если действующая власть обеспечит им безопасность и неприкосновенность на территории Кыргызстана, они всё равно не смогут приехать, не смогут смотреть людям в глаза. Их антинародная политика лишила их гарантии безопасности в Кыргызстане. От власти ведь требуется быть справедливой и честной. Не так много.
АТАМБАЕВ ОСТАНЕТСЯ В ПОЛИТИКЕ
- Чем может заняться после президентских выборов действующий президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев?
- Алмазбек Атамбаев - это политик, который действительно защищает, даже в мелочах, суверенитет Кыргызстана.
С начала своего президентства в этом направлении он проводит последовательную политику. При этом для него не важен ранг партнёра, отношения, инвестиции, когда речь заходит об интересах страны.
Даже после ухода с поста президента он останется значимой фигурой в общественно-политической жизни страны, и будет, думаю, продолжать служить своему народу.
ВМЕСТЕ С РОССИЕЙ
- Вам, как филологу хорошо известна ценность языка. Собственно, Крым и Донбасс начались с запрета русского языка. Мэра Риги штрафуют за использование русского языка в соцсетях. В Кыргызстане русский язык сохранился. И это определённый маркер…
- Действительно, русский язык в Кыргызстане – это язык межнационального общения со статусом официального. Он присутствует и в деловой документации, и на табличках с названиями улиц, и звучит в общении людей. И никто этому не удивляется. Мы вообще приветствуем изучение разных языков, тем более что у киргизов есть способность быстро их осваивать. Но к русскому языку и России у нас особое, трепетное отношение, на ментальном уровне. Ворота в мир для киргизов открывает русский язык.
- Территориально Кыргызстан граничит с Китаем, который географически ближе России. Поэтому геополитически и экономически вам выгодно более тесное сотрудничество с Китаем, который не менее мощная держава, чем Россия...
- Конечно, Кыргызстан открыт для сотрудничества всем странам. Но, повторюсь, что с Россией нас связывают многолетние исторические, культурные и не только экономические связи. Поэтому тут не только вопрос выгоды и полезности. По менталитету мы чувствуем себя ближе к России и испытываем к русским родственные чувства.
Думаю, что Россия - государство созидательного типа, при этом российская политика понятна и традиционна, и страны, которые выстраивают с Россией стратегические отношения, получают все права для созидательного и мирного развития. А это совершенно другой уровень отношений между народами и механизм межгосударственного взаимодействия.
Сегодня Россия, продолжая естественную для неё политику, предлагает Кыргызстану интеграцию как в экономике, так и в обороне, а также межгосударственное совместное, хочу подчеркнуть это слово, строительство. Так было и сотни лет назад, так, думаю, будет и в наше время.
Если говорить о перспективах, то Россия может предложить партнёрам совершенно иной формат реализации своих возможностей. Это же очевидно: одно дело - масштаб небольшой страны, другое дело - масштаб одной шестой части планеты.
Дружба России и Кыргызстана, широкая интеграция являются национальным интересом как для народа России, так и для народа Кыргызстана.
Кыргызстан является важным звеном во всей Центральной Азии в силу своего геополитического положения на пути из Китая и Индии в Центральную Азию и Европу.
Россия сыграла важную роль в истории народа Кыргызстана и не ошибусь, если скажу, что продолжает выполнять эту роль.
В наше довольно напряжённое время с его вызовами и угрозами потребность друг в друге только возрастает, стороны всё больше нуждаются в поддержании постоянных контактов. События последних лет показывают, что истинным партнёром Кыргызстана в эпоху глобальных перемен может выступать не столько глобальный игрок, но и близкий по духу и устремлениям друг и соратник.
Только такой партнёр может понять специфику киргизов, их менталитет, традиции и историческую особенность. Таковым для Кыргызстана, конечно же, является Россия.
Почти все партии на прошедших осенью прошлого года парламентских выборах основными целями называли развитие интеграционных связей с Россией, а также поддерживали вступление в ЕАЭС, понимая, что избиратели отдадут свои голоса за стабильность, открытые границы и свободу передвижения, развитие экономики, которые возможны в рамках интеграционного процесса.
Сегодня мы формируем контуры будущего в отношениях Кыргызстана и России.
- В таком случае есть шанс сделать большой подарок Путину в виде признания Крыма. Сегодня даже Белоруссия не смогла пойти на этот шаг в силу понятных причин. Но, мне кажется, российский президент очень бы это оценил…
- Да, это непростая вещь, она требует серьёзной проработки. Но я знаю, что некоторые депутаты парламента Кыргызстана обсуждают возможность посещения Крыма. Тут надо понимать, что нам придётся тогда разделить с Россией бремя экономических санкций, которые лягут на плечи без того не богатого народа. Поэтому, вероятно, этот вопрос требует более широкого обсуждения в обществе, а не только в депутатском корпусе.
- Вы правильно говорите о российско-киргизской интеграции. Но некоторые обижаются на непонятно кем придуманные ярлыки саттелитов, младшего и старшего брата. Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко периодически обижается на правительство и российские власти, высказывает, как недавно, эти обиды…
- Тут я могу сказать только одно. Это как в жизни. Знаете, на кого обижаются? Обычно близкие люди обижаются друг на друга. Тут, как и в семье, более слабые обижаются на сильных родственников. Но отношения обязательно наладятся, иначе быть с родными людьми не может.
ИНТЕГРАЦИЯ – ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
- Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического Союза. Принесло ли участие в ЕАЭС какую-то пользу республике?
- Ещё на стадии вступления Кыргызстана в ЕАЭС было понятно, что первые годы членства в Союзе будут трудными.
Надо помнить, что вступление Кыргызстана в ЕАЭС происходило в условиях мирового экономического кризиса, когда в странах-участницах союза шёл спад в экономике.
Да, пока страна сталкивается с рядом трудностей, не выигрывает в объёме товарооборота. Возможно, где-то это связано также с конкурентоспособностью продукции, произведённой в Кыргызстане.
Объективно нет никаких сомнений в том, что присоединение Кыргызстана к новому интеграционному союзу - это необходимость, потому что если на деле мы хотим развивать собственное производство, повышать экспортный потенциал страны, надо создавать возможности выхода на рынки. А таким рынком для нас, конечно же, является общий рынок стран ЕАЭС.
Это необходимо для поддержки сотен тысяч наших соотечественников - трудовых мигрантов, благодаря вступлению в ЕАЭС они получили равные права в труде с гражданами тех стран, где они живут и работают.
Без сомнения, это была и есть важнейшая для нас задача. Это принесло и свои выгоды, так по сравнению с 2015 годом денежные переводы наших соотечественников из стран союза в 2016 году увеличились почти на 20%.
Членство в ЕАЭС предъявляет Кыргызстану ряд требований, которые надо выполнять. И в наших интересах делать это как можно быстрее, кроме того нам надо создавать механизмы развития и стимулирования производства.
Я хочу сказать, что для того, чтобы Кыргызстан стал полноценным участником ЕАЭС, реализовал на деле те преимущества и выгоды, которые даёт союз нам самим - парламенту, правительству, органам власти на местах, руководителям предприятий и предпринимателям, надо много работать.
К примеру, для вывода произведённой в Кыргызстане животноводческой продукции на рынок ЕАЭС необходимо поставить работу по эпизоотическому мониторингу, идентификации животных через электронную систему, созданию новых и модернизацию ветеринарных лабораторий, обучить специалистов, организовать фитосанитарный контроль и т.д. Кто всё это сделает? Конечно же, мы сами, потому что все эти шаги и являются предпосылкой развития сельского хозяйства, связанных с ним отраслей экономики, выхода продукции на рынки ЕАЭС, увеличения товарооборота со странами-партнёрами, использования экономического потенциала не только ЕАЭС, но и союза по свободным торговым зонам ЕАЭС с такими странами, как Вьетнам, Иран, Египет, Китай. А это, в свою очередь, создаёт условия для привлечения инвестиций и реализации крупных проектов в стране по развитию новых производств, что вызовет спрос и предложение на дополнительные денежные средства в экономике, что приведёт к созданию новых рабочих мест.
Вступая в Евразийский экономический Союз Кыргызстан сделал то, что должен был сделать. Прежде всего, потому что вступление в ЕАЭС давало шанс экономике страны на перезапуск, на введение новых стандартов в нашу экономическую деятельность. Что касается нынешних проблем, то это последствия вынужденной трансформации. И когда объясняют экономические трудности вступлением Кыргызстана в ЕАЭС, это будет правдой только отчасти.
Нам надо понять, что евразийская интеграция - это возможности для развития, а чтобы воспользоваться этими возможностями нужно упорно работать.
МИРОВАЯ ТАБУРЕТКА
- Сейчас во всём мире демонизируют Россию, окружили войсками НАТО, обложили санкциями, создали целые технологии против России. Что вы можете сказать об этом?
- Не нужно особо любить Россию, чтобы понять, что есть нечто несправедливое, в бесконечных обвинениях в адрес России.
Такая риторика порой становится даже опасной, потому что она мешает объективно оценивать кризисы в международных отношениях, а порой переходит во враждебность.
В Сирийском конфликте некоторые политики Запада сваливают всю вину на Россию.
Проблема совсем не в России, а в том образе, который в умах западных политиков. А это только усиливает существующую в мире напряжённость, превращает разрешимые проблемы в конфликты.
Настроения колеблются от ненависти до холодного прагматизма. Ненависть испытывают те, кто не может смириться с тем, что Россия из слабого государства превратилась в сильное. Они просто не могут принять новую реальность.
Холодного прагматизма придерживаются те, кто воспринимают объективную реальность, они думают, что нужно снимать санкции и восстанавливать отношения.
У китайцев есть интересная концепция. Они видят современный мир в виде табурета на четырёх ножках.
Табурет - это мир, а четыре ножки - США, Евросоюз, Китай и Россия. Табурет не падает, если все ножки равны. С этим трудно не согласиться.
В КИРГИЗИИ И РЕГИОНЕ ЕСТЬ СПРОС НА ПЕРЕМЕНЫ
- Мы с вами беседуем на фоне многих знаковых событий в Центральной Азии. В Узбекистане новый президент, Туркменистан повторно избрал своего лидера, в Казахстане готовятся к референдуму о конституционной реформе. Что происходит в регионе, в какую сторону идут перемены?
- Внешняя политика, которую выбирает новая власть в Узбекистане даёт основания надеяться на то, что Узбекистан вовлечётся в интеграционные процессы.
В Узбекистане состоялись президентские выборы. Новый президент Узбекистана взял курс на урегулирование весьма напряжённых ранее отношений с Кыргызстаном и Таджикистаном, омрачённых территориальными проблемами и конфликтами.
Есть основания предполагать, что Узбекистан пойдёт на углубление экономического сотрудничества с ЕАЭС. Но и в других сферах возможны подвижки.
Политическая элита региона понимает, что ситуация в Центральной Азии хрупкая, что экономики сильно привязаны к внешней торговле и кредитам международных донорских организаций, в то время как рынки волатильны.
Следовательно, нестабильность угрожает всем.
Кроме этого существует угроза терроризма и для снижения этой угрозы опять же необходимо экономическое процветание стран. Стабильность в регионе будет тогда, когда определятся конструктивные цели, такой целью является широкая коалиция региональных сил и развитие многостороннего сотрудничества.
С учётом глобальных кризисных явлений в экономике, а также высокого уровня взаимосвязей экономик стран Центральной Азии актуальной проблемой остаётся макроэкономическая стабильность.
В целом население региона заинтересовано в стабильности, надо иметь в виду, что страны региона разные и системы выстроены разные, при этом политические системы как-то будут меняться.
Идёт процесс смены поколений политиков, они уже другие, более разные.
Накапливаются нерешённые проблемы. Старые модели управления не очень хорошо работают, т.е. мы видим, что есть спрос на перемены.
- Каково сегодня состояние страны? Насколько она стабильна?
- Главное, наверное, нет стагнации - это когда ждать изменений не приходится.
А война компроматов, выяснение отношений между политическими партиями, лидерами, она происходит в Жогорку Кенеше (парламенте), так должно быть в парламентской стране. Таким образом политическая ситуация в год выборов президента думаю, развивается по своей закономерности, а политики и поддерживающие их силы проходят испытание на стабильность…
Ситуация непростая и связана она в основном с ростом социально-экономических проблем, имеющих как объективные, так и субъективные причины.
Объективные причины общие для всех стран и связанны они с экономическим кризисом. Субъективные - с просчётами в работе правительства и местных органов власти.
Кыргызстан, несмотря на трудности, адаптируется к работе в условиях ЕАЭС. У правительства есть все возможности для решения проблемы свободного провоза товаров из республики в другие страны ЕАЭС.
- Какой вам видится внутриполитическая ситуация в год выборов?
- Любые антиправительственные выступления появляются не на пустом месте.
Политические процессы, происходящие сегодня, не являются чем-то присущими только Кыргызстану, такие процессы происходят во всех постсоветских странах.
Да, у нас политическая система более открытая, но историческая, социально-политическая общность делает проходящие политические и экономические процессы похожими.
Опять же в силу открытости системы существует большая динамика политических процессов, поэтому у нас нет какой-то заданности. В этом, наверное, наше отличие. Таким образом можно говорить о том, что внутриполитическая ситуация достаточно динамична.
Может быть, это не комфортно, особенно в год выборов, потому что ведёт к недовольствам, претензиям, подозрениям, амбициям и т.д. и не позволяет создать серьёзные цивилизованно оппонирующие во время выборов стороны.
Получается очень много игроков на выборном поле. Пока в современной истории страны такого, когда основные политические игроки были бы консолидированы и чётко занимали определённую позицию, ещё не было.
Но это вопросы роста и развития, ведь современному Кыргызскому государству всего лишь 25 лет.
Что касается предстоящих выборов, то они, конечно, будут отличаться от предыдущих и главным образом это будет связанно с изменениями, внесёнными в Конституцию на референдуме в прошлом году.
Она потребует новой конфигурации и расстановки политических сил, а политическая активность будет интенсифицироваться.
Как и любой другой стране, Кыргызстану нужны справедливые принципы организации государства и общества. Нужна гибкая и эффективная система управления, способная своевременно реагировать на вызовы и процессы, происходящие внутри и вне страны. Конечно же, как и у каждого народа есть свои особенности, традиции, которые отражаются на общественно - политической жизни общества.
Если говорить об ожиданиях граждан страны от предстоящих выборов, не ошибусь, если скажу, что нужен справедливый руководитель, который будет работать принципиально и последовательно, строго соблюдать законы, в рамках своих полномочий, работать исключительно в интересах страны и народа, который доверил ему такой пост.
- Какие при этом тренды проявляются? Каковы настроения в обществе, не зреют ли протестные настроения?
- Ситуация в экономике в этот период будет больше зависеть от внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры, чем от внутренней политики.
Инвесторы, крупные партнёры Кыргызстана займут выжидательную позицию. Руководство страны будет стремиться установить доверительные отношения с соседями. А они, в свою очередь, будут уделять пристальное внимание вопросу года - кто будет следующим президентом Кыргызстана.
Всё внимание и ресурсы в этом году будут направлены на выборы.
¾ финансового оборота Кыргызской Республики базируется на иностранных кредитах, поэтому, естественно, когда сокращаются кредиты - это наносит сильнейший удар по экономике.
Предстоящие выборы должны дать, наконец, толчок реформам и переменам в стране. Понятно, что кроме президента, ещё есть парламент, исполнительная, судебная ветви власти.
Как известно, любой политический план зависит не от идей, а от расстановки политических сил.
Выиграть выборы - это ещё не всё, потому что основная борьба после выборов, и она впереди.
Власть в итоге должна быть направлена на решение проблем своих граждан.
Есть основания верить в то, что Кыргызстан справится со всеми вызовами, потому что заложен прочный фундамент рыночной экономики и основ демократического общества.
- Что вы можете сказать о прошедшем референдуме по внесению поправок в действующую Конституцию? Ведь объявлялся мораторий на изменения до 2020 года.
- Идеального основного закона, наверное, не бывает. Происходят изменения в стране и в мире, поэтому появляется необходимость внесения изменений в Конституцию.
Внесённые изменения в основной закон страны создали новые возможности. Так, ряд полномочий президента переходят парламенту и правительству, таким образом, появились реальные возможности для совершенствования системы государственного управления и создания баланса между ветвями власти.
Изменения в основном законе создают условия и для уравновешивания судебной системы, устранения искусственных препятствий для построения устойчивой системы власти, повышения доверия к ним со стороны народа, а также соблюдения прав граждан страны.
А что касается критики вокруг референдума по внесению изменений в Конституцию, думаю, они мало связаны с практическим содержанием этого мероприятия.
Да, наверное, предлагаемые изменения надо было обсуждать в ранние сроки, чем это произошло, тогда бы, видимо, получился должный диалог с разными политическими группами, было бы, видимо, и меньше вопросов к предлагаемым изменениям.
Основная цель изменений была в усовершенствовании основного закона.
- Как вы считаете, в Кыргызстане есть все условия для свободных и демократических выборов?
- Именно действующее руководство страны весьма заинтересовано в развитии электоральных процессов, как индикатора реального положения дел в киргизском обществе.
Новейшая история Кыргызстана показала важность передачи власти в стране на основе честных, прозрачных и демократичных выборов. Страна готовится к проведению президентских выборов. Обеспечение свободных и демократических выборов признаётся в Национальной стратегии устойчивого развития одним из важных факторов и приоритетов проводимых в стране преобразований.
Честные выборы - залог доверия, а значит стабильности и безопасности.
На сегодня приняты меры по законодательному обеспечению выборов, укреплению потенциала ЦИК и его возможностей по проведению чистых выборов.
Выборный процесс обеспечен техническими средствами наблюдения (видеокамеры), внедрением биометрических паспортов, средствами электронного голосования, что является одним из самых эффективных средств контроля за чистотой выборов.
Предусмотрена экспертная помощь ЦИК.
Оказывается, содействие ЦИК в проведении широкой информационной кампании по проведению демократических выборов.
Проводится укрепление институтов, обеспечивающих разрешение споров, связанных с выборным процессом.
Разработан и внедряется проект «Автоматизация процесса идентификации избирателей».
Проводится обучение сотрудников ЦИК и ГРС (Государственная регистрационная служба).
Подготовлено практически всё для того, чтобы народ Кыргызстана мог изъявить свою волю в ходе выборов.
Только честные выборы могут быть основой для построения процветающего и стабильного Кыргызстана.
- Какова роль СМИ в общественно-политической жизни Кыргызстана особенно в год выборов? Насколько сильно влияет Интернет на избирателя, как в случае с Дональдом Трампом, который победил выборы в США вопреки позициям ведущих СМИ Америки, грубо говоря, с помощью Твиттера.
- Конечно же, СМИ оказывают влияние на настроения в обществе и на политические процессы, происходящие в стране. Но преувеличивать это влияние не стоит.
Зачастую политики, профессиональные политтехнологи считают, что достаточно иметь контроль над СМИ, чтобы манипулировать общественным мнением. А это не так. Дело в том, что люди по-разному реагируют на СМИ. Более того, они могут не верить в то, что пишут и говорят СМИ, они ещё могут воспринимать информацию с точностью до наоборот, даже если они говорят правду.
Совсем недавний пример: выборы президента в США. Казалось бы, все СМИ, медийные гиганты, серьёзные издания были против Трампа. В интернете была развёрнута буквально борьба против него, для его подавления были брошены огромные ресурсы. А Трамп победил.
При этом в СМИ многое меняется. СМИ вчера и сегодня - это уже разные медиа.
Если разобраться, то, думается, люди воспринимают масс-медиа как источник более или менее достоверной информации. В этом, наверное, и заключается доверие к ним.
Наверное, мы лидируем в регионе по свободе слова. Это, конечно же, хорошо. Но, если проанализировать опыт освещения событий, особенно резонансных, в наших СМИ, то здесь превалирует желание, используя любую информацию, прорваться вперёд, преподнести сенсацию, т.е. идут по лёгкому пути.
Превалирует непрофессиональная подготовка материалов. По этой причине последствия и влияние публикаций остаются вне поля внимания СМИ.
В результате много случаев некорректной подачи информации.
Другая, а может быть главная проблема - повышение профессионального уровня журналистов и их приверженность этическим принципам, игнорировать эту проблему нельзя, поэтому журналистскому сообществу надо находить пути её решения.
- В России сейчас пытаются сформулировать национальную идею. А в Кыргызстане есть идея, которая бы объединила народ?
- В Кыргызстане политические партии заявляют о себе как о последователях социалистической, консервативной, либеральной и религиозной идеологии. Но люди не воспринимают эти идеологии. Они хотят такую идеологию, где ясно и понятно было бы сказано, куда же движется страна.
В своё время представили основы идеологии страны в «семи заветах» Манаса.
Но люди как-то не восприняли её в такой форме. Пётр Первый хотел построить европейскую страну, поэтому ставил цель прорубить окно в Европу.
Японцы поставили цель - японский дух и европейские знания. Было время, когда мы хотели построить вторую Швейцарию, была и хорошая идея: «Кыргызстан - наш общий дом», «Кыргызстан - страна прав человека». Но эти идеи оказались не жизнеспособны.
Каждая страна, народ должны иметь свою идеологию, т.е. идеалы, идеи, которые выражали бы глубинные основы их жизни.
Тема государственной, национальной идеологии является предметом многих политических и научных дискуссий. Есть противники формирования национальной идеи, есть те, кто за то, чтобы она была.
Есть учёные, политики, предлагающие за основу идеологии брать Конституцию страны.
Говоря о государственной идеологии, они сходятся в том, что нам нужна объединяющая общественная идеология, такая интеграционная идеология, конкретизированная и обогащённая нашими особенностями.
В то же время ни концептуального оформления, ни общественного обсуждения государственной (национальной) идеологии (идеи) пока нет.
На мой взгляд, ментальным, историческим, культурологическим особенностям нашего народа соответствует идеология неоевразийства. Эта идентичность является основным фактором выбора Кыргызстаном ЕАЭС как интеграционного пути своего развития, именно поэтому она может совпадать с формирующейся национальной идеологией Кыргызстана.
В МИРЕ
- Как вы думаете, как может измениться мир при новом президенте США Дональде Трампе?
- Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США может принести некоторые изменения для стран на постсоветском пространстве. В своей программе во время выборов Дональд Трамп заявил, что намерен заняться внутренними проблемами США, что, естественно, означает, некоторые изменения внешней политики страны.
В январе Дональд Трамп заявил, что НАТО является важной, но «устаревшей» организацией, где только пять стран несут положенные расходы.
Сокращение сотрудничества США с НАТО подорвёт надёжность альянса и, вероятно, будет означать его гибель, заявил бывший генсек НАТО Андерс Вог Рассмусен.
Трамп считает, что Америка должна тратить меньше денег на другие страны и больше получать от этих стран в результате, к примеру, торговли.
Пока трудно сказать, что будет. Но, видимо, в ближайший год появятся для крупных в мире игроков т.е., России и Китая, возможности для принципиальных договорённостей с США.
Трамп постарается реализовать те установки, которые он определил во время выборов. Он сказал, что будет сотрудничать со всеми странами, которые хотят бороться с ИГИЛ и не поставил вопрос об уходе президента Б. Асада.
Он, видимо, не забудет, как Киев, открыто поддерживал Хилари Клинтон.
Он обязательно встретится с российским президентом В.В. Путиным, скорее всего, начнётся смягчение санкционного режима.
Победа Трампа - это неожиданный выбор народа США для многих.
- В прошлом году исполнилось 25 лет развала Советского Союза. Как вы относитесь к этому событию?
- В современном мире нет, наверное, стран, которые бы пережили и испытали за последние 25 лет, то, что испытали страны бывшего СССР. Такого опыта просто не существует.
Мы пережили переход от коммунистического режима и плановой экономики к демократии и рыночной экономике.
Нужно было за столь короткое время найти пути перехода к демократии и рыночной экономике, создать совершенно новые законы, нужно было добиться, чтобы они работали. Откровенно говоря, сделать это в необходимом объёме, думаю, ещё не удалось.
А идеологический провал, который случился в результате развала Советского Союза?..
Людям вдалбливали в головы годами, десятилетиями идею коммунистического рая. Люди верили в светлое будущее, жили этим. В итоге случился идеологический ваакуум, образовалась пустота.
Произошёл резкий, кардинальный переход от одного типа управления страной и экономикой к совершенному другому типу.
Ну как ко всему этому можно относиться?..
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы реинтеграции на постсоветском пространстве? Крым вернулся в состав России. Некоторые геополитики считают, что рано или поздно в Россию вернутся и Белоруссия, и Украина… А, может, и другие бывшие республики СССР.
- Главное совпадают глубинные интересы стран постсоветского пространства. Надо опираться на эти интересы. У нас общая история.
Наши отцы и деды вместе шли на смерть ради спасения мира от чумы фашизма. Это никогда не забудется.
В вопросах интеграции надо заглядывать не на ближайшие перспективы, а за горизонт.
В современном мире национальные общества объединяются в цивилизации, а мы исторически объединены в Евразийскую цивилизацию; у неё общая история, система ценностей, которую обогащают сотни народов. Всё зависит от нас самих.
Времена, когда каждый был сам за себя, прошли. В современном мире все стремятся объединиться, потому что политика и экономика стали тесно связаны, и политический вес стран определяется в большом мире долей в мировом ВВП.
Равенство - это тот принцип, на котором должно строиться взаимодействие государств на постсоветском пространстве, это стержень, на котором можно строить процессы реинтеграции. Ещё думаю, надо формировать правовые основы для этого, создавать комфортный режим совместного развития.
Все страны мира, так или иначе, входят в различные интеграционные объединения, таким образом, процессы интеграции играют важную роль в современном мире и Кыргызстан не является исключением.