Визит Владимира Путина на саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Душанбе, посвящённый борьбе с терроризмом, планировался давно, но состоялся удивительно кстати.
Именно в дни саммита президент Таджикистана Эмомали Рахмон (бывший член КПСС, экс-директор совхоза им. Ленина товарищ Э. Рахмонов) дал команду добить наконец в туристическом Рамитском ущелье банду поднявшего вооружённый мятеж замминистра обороны Абдухалима Назарзоды. Боевик никак не «добивался», и многие участники в кулуарах нелестно отзывались о таджикской армии и спецслужбах. Об их «профессионализме» говорит и гибель в боестолкновении командира таджикской «Альфы».
Кстати, саммит, по информации «АН», из-за мятежа планировали даже отменить, но ограничились беспрецедентными даже для Востока мерами безопасности. Бронетехникой перекрыли все центральные улицы таджикской столицы, практически не работал Интернет, почему-то не проходили смс-сообщения, хотя сотовая связь функционировала нормально.
Самое интересное на таких мероприятиях – это не речи с трибун, а конкретные решения, которые принимаются в тиши кабинетов членов делегаций. Главный вопрос, который стоял на повестке, – как укрепить границу с всё более погружающимся в хаос Афганистаном и не допустить проникновения террористов в «таджикский миграционный экспресс», регулярно отправляющийся в Россию.
Кремль уверен, что наглухо «закрыть» пограничный Пяндж возможно только после возвращения российских пограничников в регион. Но это невыгодно влиятельным кланам в Душанбе, которые, пользуясь административным ресурсом, давно «крышуют» полноводные реки контрабанды из Афганистана и обратно. Второй момент – таджикские пограничники сейчас фактически не взаимодействуют с военнослужащими нашей 201-й военной базы, которые раньше своими мотоманёвренными группами составляли второй эшелон обороны границы. И в случае необходимости могли огнём прикрыть заставы в течение нескольких часов. Москва и в этот раз не смогла продавить возвращение своих «зелёных фуражек» на таджикско-афганский рубеж. Договорились о том, что в случае попытки серьёзного прорыва на помощь будут переброшены воздухом Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Правда, их переброска и выдвижение займут несколько дней. Понятно, что боевики, видимо, будут тихо сидеть на чемоданах и ждать в гости российскую десантуру.
Зато афганцы были более сговорчивы. На полях саммита прошла встреча наших военных и представителей вице-президента страны, этнического узбека Абдул-Рашид Дустума. Москва пообещала генералу многие виды вооружения, вплоть до вертолётов, ПЗРК и бронетехники, если он создаст санитарный армейский кордон на севере Афганистана, прикрыв таким образом дырявую таджикско-афганскую границу.
Также во время саммита Москва потребовала от Таджикистана усилить проверку лиц, которые получают загранпаспорт для поездки в Россию. Хотя вряд ли это поможет. Как говорят таджикские источники, «раньше он стоил 400 долларов, теперь будет стоить 500. Вот и вся проверка».