Осталось совсем немного времени до мрачного юбилея – 25 лет начала боевых действий США в Ираке. Напомним, 17 января 1991 г. Вашингтон дал приказ на проведение операции «Буря в пустыне». Многим тогда казалось, что всё закончится быстро – на деле война идёт до сих пор. Более того, за последний год бывшие офицеры армии Саддама Хусейна, возглавившие сейчас «Исламское государство» (ИГИЛ), захватили в Ираке огромные территории. Под их властью оказалась даже чуть ли не половина соседней Сирии. Но теперь Запад не торопится оказывать решительную поддержу силам, противостоящим исламистам.
На днях премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади признался – летом 2014 года в ходе масштабного наступления «Исламское государство» захватило огромные запасы оружия: «Только в одном Мосуле мы потеряли 2300 американских бронеавтомобилей Humwee». Сначала многие наблюдатели даже не поверили в названную цифру. Однако факт такого щедрого «подарка» подтвердился. В результате этой и прочих подозрительных побед силы ИГИЛ очень выросли.
Многие эксперты считают, что теперь для успеха американцам уже не обойтись без проведения «Бури в пустыне – 2». Но Вашингтон никуда не торопится и ведёт странную войну. Нынешние эпизодические бомбардировки не могут остановить исламистов. Десятки самолётов и беспилотников не в состоянии контролировать территорию в сотни тысяч квадратных километров. Их не хватает даже для проведения систематической разведки. Это даёт возможность «Исламскому государству» внезапно наносить удары.
В то же время ИГИЛ нашло метод, способный компенсировать отсутствие собственной авиации. Вместо бомбардировщиков радикалы используют живые бомбы – управляемые смертниками заминированные автомобили или бронетехнику. В последнее время в дело пошли и танки. Остановить бронемонстра, нагруженного двумя тоннами взрывчатки, очень тяжело. Недостатка в иностранных фанатиках тоже нет. Дело доходит до мрачного юмора. Мол, смертников так много, что некоторые ждут возможности отправиться к Аллаху и гуриям по полгода, но богатые саудовцы пролазят без очереди.
Вслед за живыми бомбами в атаку идут штурмовые отряды отборных головорезов. В Интернете достаточно видео их действий при захвате деревень и городов. Бойцы ИГИЛ очень агрессивно и решительно навязывают ближний бой, затем блокируют узлы обороны и постепенно их подавляют. При необходимости опять используют шахидов.
Но главное – впереди атакующих идёт страх. Американские да и другие мировые СМИ разрекламировали особую жестокость и беспощадность «Исламского государства». Неудивительно, что иракская армия разбегается и бросает горы оружия. В том числе, к сожалению, и новейшего российского: недавно ИГИЛ продемонстрировало трофейные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Корнет».
Ситуация уже вызывает подозрения в том, что Вашингтон не борется с «Исламским государством», а наоборот, накачивает его в надежде использовать в своих интересах. Словом, ведёт очень хитрую игру. Впрочем, есть и вторая версия: политика Белого дома выглядит скорее просто неадекватной. Такое тоже часто бывает. Признала же недавно Хиллари Клинтон, что совершила ошибку, когда в 2002 году проголосовала за очередной виток военных действий против Саддама.
Тем не менее на днях появились новые факты, подтверждающие первый вариант. Как утверждает со ссылкой на неназванного высокопоставленного представителя администрации Б. Обамы французская газета Le Figaro,во время своего визита в Сочи госсекретарь Дж. Керри поднимал тему ИГИЛ и Сирии. Он якобы сказал В. Путину, что Кремль поставил не на того: «Сегодня ситуация такова, что завтра «Исламское государство» может взять под контроль всю страну, а режим Асада рухнуть. Если вы искренне говорите, что ваш приоритет – защита сирийских государственных институтов и недопущение победы экстремистов и вы не привязаны к самому Асаду, используйте ваше влияние для организации переходного процесса». Словом, переведя с дипломатического на русский разговорный, Вашингтон просто предложил Москве сдать Дамаск, используя как предлог страшное ИГИЛ.
Одновременно не прочь поиграть в такую политику и Иран. Конечно, Тегеран очень заинтересован, чтобы в Ираке по-прежнему у власти оставались шииты. Но «Исламское государство» тоже может принести пользу персам. Дело в том, что ИГИЛ сильно лишь на суннитских землях – там оно имеет свою социальную базу. Поэтому в случае продолжения странной войны исламисты в первую очередь нанесут удар не по шиитским территориям, а по размякшим суннитским монархиям Залива. В том числе и по главному врагу Ирана – Саудовской Аравии.
В итоге ситуация очень напоминает предвоенные игры с Гитлером. Главное тут и для Запада, и для Востока – опять не заиграться.