О сути парламентаризма
24 апреля 2015, 09:41 [«Аргументы Недели», Валентина Матвиенко ]
День российского парламентаризма мы отмечаем лишь в третий раз. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что страна этот праздник приняла. Полагаю, иначе и быть не могло. Ведь это день государственного института, обеспечивающего участие граждан в управлении страной через свободно избранных ими представителей. Иными словами, праздник утверждения демократии в России.
Так сложилась история, что наша страна шла к реальному, а не декоративному парламенту долго и трудно. Мы обрели реальный парламент в 1993 году с принятием действующей Конституции России. Как гласит народная мудрость, не сразу Москва строилась, это относится и к Федеральному Собранию. Оно тоже стало полноценным парламентом не сразу: как известно, на парламентариев в вузах не учат, своего опыта подлинного парламентаризма нас не было, а зарубежный опыт помогает лишь отчасти. На мой взгляд, никакой другой институт власти не связан с историческими особенностями страны, её культурой, традициями, менталитетом граждан так тесно, как парламент. Английский парламентаризм не похож на французский, американский — на германский, китайский — на японский. Парламентаризм всегда национален.
Потребовалось время, чтобы приспособить общие принципы парламентаризма, механизмы его деятельности к экономическим, социальным, политическим реалиям нашей страны — России. На этом пути набили немало «шишек», но зато выучились. Мне часто приходится выезжать в другие страны по линии межпарламентских связей, принимать у нас зарубежных парламентариев, участвовать в межпарламентских форумах. Могу со всей ответственностью сказать, что сегодня российский парламент полностью отвечает мировым стандартам парламентаризма. И по своей роли в государственно-политической системе страны, и по принципам организации и деятельности, и по авторитету в обществе.
Мы в полной мере и продуктивно используем все функции, все полномочия, закреплённые за палатами Федерального Собрания в Конституции России. Так, наша палата, Совет Федерации, принимает законы, ведёт мониторинг правоприменительной практики, проводит парламентские слушания и парламентское расследование, на своих заседаниях заслушивает информацию членов Правительства по тем или иным вопросам. Мы активно выступаем с законодательными инициативами. Как палата регионов отстаиваем интересы субъектов Российской Федерации посредством законотворческой и законодательной деятельности, работая с органами исполнительной власти.
Совет Федерации, Государственная Дума, органы законодательной власти субъектов РФ образовали уникальную структуру — Совет законодателей Российской Федерации. Это площадка, на которой федеральный и региональные парламенты обсуждают актуальные вопросы жизни страны, вырабатывают инициативы по законодательному обеспечению основных направлений политики государства. О значимой роли Совета законодателей красноречиво говорит тот факт, что в его работе принимает участие Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Словом, российский парламент — это реальный орган государственной власти. Его устойчивая и качественная работа — ключевое условие эффективного управления страной, поддержания общественно-политической стабильности. Понимание этого прочно утвердилось и в политической сфере, и в деловых кругах, и в обществе в целом. Трёхсторонние отношения «Президент России — Правительство России — Федеральное Собрание Российской Федерации» нельзя охарактеризовать иначе, как сбалансированные, прозрачные, доверительные. Это отчётливо проявилось, в частности, в слаженной работе всех названных институтов над решением непростых проблем экономического и социального развития, с которыми столкнулась наша страна. Внесение изменений в бюджет, законодательное обеспечение реализации Антикризисного плана, деоффшоризация отечественной экономики, повышение степени защищённости социально уязвимых групп населения, укрепление национальной безопасности страны — эти и другие вопросы парламент решает оперативно, взвешенно, тесно взаимодействуя с исполнительной властью, регионами, консультируясь с бизнесом, экспертами, гражданским обществом.
Мы живём в быстро меняющемся мире. Вполне закономерно поэтому, что и за рубежом, и у нас периодически обсуждается тема совершенствования государственной власти, в том числе роли и места в ней парламента. В связи с этим высказывается и такое мнение, что развитие современных коммуникационных технологий скоро сделает его не нужным. Мол, каждый гражданин, структуры гражданского общества получат возможность доносить своё мнение, позицию непосредственно до исполнительной власти, лично контролировать, как она на практике реализует пожелания людей.
Я категорически не согласна с этим мнением. Исторический опыт убеждает в непреходящем значении принципа разделения властей. Сегодня, когда в мире постоянно возникают всё новые вызовы и угрозы, когда развитие технологий открывает не только новые возможности, но и создаёт новые риски, любое нарушение этого принципа пагубно для страны. При слабом парламенте государство действительно может стать чудовищем-Левиафаном, порабощающим своих граждан. Подобные примеры в мировой истории можно найти и в недавнем прошлом, и даже сейчас. Только наличие парламента, полномочия которого обеспечивают баланс ветвей власти и который состоит из депутатов, сенаторов, работающих профессионально и ответственно, снимает опасность такой метаморфозы государства. В России такой парламент есть. И это залог дальнейшего стабильного движения государства, общества по пути демократии.