Похоже, ровно через полгода после того, как Украина начала военную операцию на востоке страны, П. Порошенко наконец-то решился перестать махать сабелькой. Хотя бы на некоторое время. Как считает влиятельная американская газета The Wall Street Journal, в своём воскресном заявлении, несмотря на обещание восстановить контроль над приграничными с Россией районами, президент Украины «признал, что определять удерживаемую повстанцами территорию будет де-факто новая граница». Таким образом, перед встречей В. Путина и П. Порошенко в Милане Киев посылает сигналы о готовности к ослаблению напряжённости на Донбассе.
Как сообщает западная пресса, переговоры двух президентов пройдут 16–17 октября на полях саммита «Азия-Европа» при участии канцлера Германии и премьер-министров Италии и Великобритании. Основную посредническую миссию согласился взять на себя президент Италии Д. Наполитано. Он проведёт две раздельные встречи с президентами России и Украины. Переговоры обещают быть очень сложными – лёгкого решения не ждёт никто. Тем более из-за близких парламентских выборов (26 октября) П. Порошенко всячески отрицает, что готов заключить с мятежными регионами соглашение, предусматривающее территориальные уступки.
Но многие эксперты уверены: не стоит обращать слишком много внимания на публичную риторику, сделанную в предвыборном угаре. Обстановка в Киеве и так накалена до предела. Скоро зима, а валюты для оплаты газа как не было, так и нет. Каждый день вспыхивают новые бунты – то бойцы Нацгвардии требуют денег и дембеля, то националисты забрасывают милицию светошумовыми гранатами и петардами. В такой ситуации за одно неосторожное слово можно лишиться головы.
Поэтому «шоколадный король» ушёл в «глухую несознанку» и тихо финансирует целые батальоны пиарщиков и социологов, которые, не стесняясь, «рисуют» в своих опросах нужные президенту 30–40% и попутно с размаху «мочат» конкурентов. Финишный пиар-рывок Петро впечатляет даже привыкших ко всему украинцев. Из телеящика они каждый день узнают, что президент выгнал русских десантников из Донбасса, удержал территории, обеспечил мир, уволил бездарного министра обороны, укрепил гривну и скоро решит вопрос с газом. Несомненно, на выгодных для Киева условиях.
Но высокопоставленные американские источники всё той же The Wall Street Journal утверждают, что в ходе переговоров обсуждается и сценарий с территориальными уступками: «Киев может оставить некоторые территории сепаратистам или обменять их, чтобы достигнуть мирного соглашения». Видимо, речь идёт о населённых пунктах, передачу которых Донецкой республике уже анонсировал премьер А. Захарченко: Пески, Марьинка, Первомайское. Какие-то уступки украинцы должны сделать и Луганской республике.
Такой вариант достижения мира сейчас выгоден и Кремлю, который рассчитывает хотя бы на частичную отмену антироссийских санкций уже в следующем году. Чтобы подчеркнуть свою позицию, прямо перед встречей Россия отвела войска от границы с Украиной. Да и в Евросоюзе уже многие понимают, что дальнейшая конфронтация с Москвой принесёт лишь одни убытки всем сторонам. Россия, конечно, потеряет много денег, но своей позиции не изменит.
Как пишет французская газета Le Monde, «санкции совсем не подломили русских. Многие уверены, что они не только выйдут победителями, но и заставят заплатить Запад». Да и вообще, российская экономика напоминает «экономического таракана»: «Это насекомое, очень распространённое в Москве, при полном отсутствии изящества обладает способностью выживать в самых разнообразных и сложных условиях», – утверждает издание. Словом, запрет кредитования и падение цены на нефть – меры, конечно, сильные, но не смертельные – пора останавливать войну и соглашаться на какой-то компромисс.
Несмотря на продолжающиеся угрозы обрушить экономику России, перед миланским саммитом на полтона сбавили свои вопли и американские СМИ. В Вашингтоне поняли, что делать ставку на решение вопроса при помощи украинской армии – бесперспективно. Идут подвижки в сознании Берлина. Крупнейшая ежедневная газета Германии Suddeutsche Zeitung пишет: «Всё больше признаков того, что Восточная Украина превращается во второе Приднестровье: мелкое образование, формально принадлежащее Украине, неформально – управляемое Москвой, со своей администрацией, своими финансами, своими законами. Такое решение могло бы остановить кровопролитие». А это, как говорится, сейчас самое главное.