В этом году нас впервые ждут региональные выборы в единый день голосования 14 сентября. Время, прямо скажем, не самое удачное. Избирателей явно будет маловато по причине отпусков и сельхозработ на огородах и дачах. Одним словом, ажиотажа среди населения ожидать не приходится.
Тем не менее выборы эти, как всегда, обещают стать очередными судьбоносными. Они способны привести, как минимум, к частичной смене исполнительной власти на федеральном уровне. Или сформировать кадровый резерв для высших властных чертогов.
Вообще – сентябрь будет довольно насыщен политическими событиями. Как уже говорилось, выберут уйму новых губернаторов, в Уфе пройдёт встреча руководителей стран БРИКС на высшем уровне. А тем, кто забыл, можно напомнить и о том, что 3 сентября исполнилось 10 лет событиям в Беслане, когда мученически погибли сотни школьников, и это стало поводом отмены губернаторских выборов по всей стране. По истечении этих лет партия власти стала заметно слабеть, и ей на смену идёт путинский Народный фронт.
Смена вывесок тоже имеет значение, как и замена губернаторов. Власть, словно растущая змея, должна сбросить старую кожу в ожидании грядущих испытаний в связи с событиями на Украине и возможного ухудшения уровня жизни населения по причине плачевного состояния экономики. Она то ли топчется на месте, то ли тихо падает. Это и есть тот фон, на котором будут проходить выборы 14 сентября.
Особое место в них занимают выборы в Мосгордуму. Федеральная власть решила попробовать на Москве и москвичах новую конструкцию существования представительного органа. Депутаты в Москве будут собираться только два раза в год на короткие сессии. Между ними продолжат работать на своих привычных местах: больницах, производстве, банках... Либо просто бездельничать при отсутствии рабочего места. В декабре утвердят на сессии бюджет следующего года, а в апреле – планы города на будущее и «разное». Всё, как во времена СССР. Между сессиями всю полноту власти в городе будет осуществлять мэрия, что по-советски означало «горисполком».
Вот уж, кажется, раздолье будет московскому мэру С. Собянину. Вот только закрадывается относительно него некоторое сомнение: уж больно часто – практически каждый день – его начали показывать почти по всем федеральным телеканалам. Это явно неспроста. У нас в стране это означает одно – готовится повышение по службе. Он хороший хозяйственник, с прекрасным номенклатурным шармом. Знает не только «нефтянку» по своему тюменскому прошлому, но и жизнь мегаполиса.
Вопрос один – куда он может вознестись? По слухам, которые доносятся до обывателей из-за зубцов кремлёвской стены, Сергей Семёнович входит в «короткий лист» кандидатов в премьеры. Тогда вопрос второй – куда старого девать, если он этому категорически сопротивляется? Напомним, что для его красивого ухода уже дважды пришлось поменять Конституцию. Первый раз – чтобы объединить под одной крышей все российские высшие суды. Этот в прямом смысле «Высший Суд» и должен был возглавить сами знаете кто. Но он будто бы не захотел и положил глаз на «Газпром». Но на «Газпром» уже его не захотели, и проблема компетентного руководства правительством осталась. Возникла новая многоходовка, потребовавшая второго изменения в Конституции. По ней президент Путин получил право назначать 17 сенаторов по своему усмотрению к уже имеющимся, минуя известную процедуру.
Как только стало об этом известно, замаячила конструкция введения в Совет Федерации некоего человека с прицелом на руководство СФ. Чтобы тот не мучился выборами в какой-нибудь сельсовет, как того требует закон для попадания в СФ. Так кто же это и почему президент, продавив эту поправку в Конституцию, всё ещё не ввёл туда современного «Инцитата» (был у римского императора Калигулы такой конь)? Ответ напрашивается сам собой – место председателя СФ успешно занимает очень авторитетная В.И. Матвиенко. Такого управленческого опыта нет сегодня практически ни у одного нашего политического деятеля. Но и место она может освободить только в результате реального повышения.
И куда, спрашивается, выше? Только в кабинет министров. Либо на должность первого вице-премьера, либо и вовсе в кресло премьера. Опыта и харизмы у Валентины Ивановны явно больше, чем у нынешнего премьера. Здесь, кажется, круг и закольцовывается: Медведев должен пройти по квоте президента в сенаторы, где его быстро изберут председателем СФ. Это тоже чисто по-советски – от самых «незаменимых» можно избавиться только перемещением либо по вертикали «вверх», либо по горизонтали «вбок». Так или иначе «проблему Медведева» придётся решать – с таким премьером противостоять половине мира точно не удастся.
Итак, какие изменения на самом верху просматриваются, исходя из простой логики? К списку возможных кандидатов на руководство правительством, о котором мы писали в предыдущих номерах, прибавляется В.И. Матвиенко – женщина во всех отношениях умная и опытная. На своём новом посту она показала бы всему миру новое женское лицо российской исполнительной власти. В наше время это дорогого стоит.
А что же московский голова, г-н Собянин? К чему его беспрестанно показывают по ТВ, словно невесту на выданье? Понятно, что и он вполне подходит на работу в правительстве, которую прекрасно знает. Их тандем с Валентиной Ивановной вселит в население новые надежды на стабильное развитие страны в условиях мировых катаклизмов. Хотя г-н Собянин вполне мог бы возглавить «Газпром» после многолетних газовых скандалов, участником которых был нынешний его председатель Миллер.
Как говорится – всё прекрасно: невеста согласна, родственники не возражают… А вот «жених» Медведев? Уж больно он капризный. Но и это вечно продолжаться не может – под Медведева уже дважды пришлось менять Конституцию. Но что поделать? На худой конец, для общего облегчения президент может инициировать и третью поправку к Конституции. Взять да и вовсе упразднить должность председателя правительства, возглавив его самому, как в США и Франции.
Такая поправка, похоже, пройдёт по всем инстанциям единогласно, тоже по-советски, искренне.