В первых числах августа случилось то, о чём «АН» предупреждали и даже трезвонили во все колокола вот уже 8 лет: российской авиакомпании запретили использовать воздушные суда американского производства. Причём не где-то на международных линиях, а на внутренних рейсах. Из-за европейских и американских санкций фирма-производитель отказалась проводить техническое обслуживание и регламентные работы самолётов «Боинг-737» авиакомпании «Добролёт». Приехали.
Любопытно, что абсолютное большинство комментаторов на госТВ и среди политиков, впав в агрессивный идиотизм, принялись в ответ дружно клеймить «американский империализм». Никто не задался простыми вопросами – а что, разве нет у нас своих самолётов? Есть – Ил-114, Ту-334, Ту-204СМ, Ил‑96: какие хочешь, на любую дальность. Но если самолёты есть, то почему их не производят – авиазаводов-то в стране больше, чем в США и ЕС! И почему они не производят эти самолёты, если за последние 15 лет из госбюджета на авиапром истрачены сотни миллиардов рублей? А если нет ни самолётов, ни денег, то кто спи...л такую уйму бабла? Почему, наконец, следователи ни ФСБ, ни Следственного комитета до сих пор не назвали имена тех негодяев и вредителей, не заковали их в кандалы?
В минувший понедельник слабая надежда на такой исход всё же промелькнула. Сразу после смерти «Добролёта» президент Путин вызвал к себе на доклад министра промышленности и торговли Мантурова, отвечающего в том числе и за политику производства самолётов для гражданской авиации. Все авиационные специалисты в стране ждали разноса, изгнания с позором этого человека из правительства. Не случилось. На этот раз Мантуров запудрил мозги Путину тем, что Россию спасут старые «кукурузники». На них вот-вот будут поставлены новые моторы (лучше – американские), и «ужо тогда заживём»! Назвал Мантуров и неведомого пока микроскопического «Рысачка» – самолётик размером с «запорожец», с чешскими моторчиками. Вот истинный масштаб личности современного российского министра…
Загадка посложнее тайны Бермудского треугольника: как можно поставить огромную страну на колени перед несколькими западными авиационными фирмами, обманывать лидера государства и ничего за это не получать? Как можно выводить из строя Ил-96, подло прятать за забором на авиазаводах готовые Ту-334, Ту-204СМ от президента, министра обороны, вице-премьеров? Что за силы стоят за спинами «мантуровых-погосянов»? Ясное дело – инопланетные рептилоиды, иначе ФСБ давно разоблачила бы вредителей. Разве не является вредительством то, что эти господа умудряются много лет тратить гигантские государственные деньги на американский, канадский и европейский авиапром, не включая в госпрограммы ни одного отечественного гражданского самолёта?
Судите сами. В СССР в год выпускалось до 450 воздушных судов самых разных классов – от аэробусов и стратегических бомбардировщиков до маленьких спортивных самолётиков. Сегодня – десяток-другой. Причём в небе курсировали исключительно советские лайнеры. Что сегодня? Российские авиакомпании владеют на разных условиях, в основном – в лизинге, примерно полутора тысячами самолётов преимущественно фирм «Боинг» и «Эрбас». Российских самолётов осталось от 3 до 5%. При этом экономика такова, что в случае хотя бы элементарной господдержки и налоговых льгот наши авиакомпании могли бы закупать вместо одного иностранного самолёта два своих. Они до сих пор существуют, и их производство может быть развёрнуто в течение 2–3 лет. Были бы заказы и честные руководители отрасли, тогда бы «Добролёт» эксплуатировал наши «Тушки» и «Илы». А пока владелец этого самого «Добролёта» «Аэрофлот» тихо выводит отечественные машины из эксплуатации. Недавно в аэропорту Шереметьево был «таинственно» сожжён ИЛ‑96, принадлежавший этому государственному авиаперевозчику. Зачем спалили самолёт – летал бы сегодня в Крым.
Да, «мантуровский кукурузник» вместо ТУ-334 – это, конечно, круто! Но людям серьёзным впору чесать репу: во время жесточайшего и судьбоносного обострения кризиса иностранные производители могут в любой момент не продлить сертификат лётной годности своих машин. Отказаться предоставить запчасти. А то и попросту обездвижить свои машины на земле по причине отсутствия контроля за их электронной начинкой.
И вот ещё что. Якобы «наши» самолёты, практически всех авиаперевозчиков страны, зарегистрированы в так называемых иностранных юрисдикциях. Прежде всего – на Каймановых островах и в Ирландии. Помните фильм «Берегись автомобиля», где герой Папанова говорит жулику в исполнении Андрея Миронова: «У тебя ничего нет! Ты – голодранец! Вот дам тебе просто-таки коленом – и вылетишь с моего участка! Твой дом – тюрьма!» Представляете, власти Каймановых островов дадут коленом под зад нашим авиакомпаниям. Причём всем…
Вот так одно воровство и подлость рождает другое. Когда всё это накладывается на наивность и некомпетентность председателя правительства, становится страшно. Он подмахивает очередную «распилочную» госпрограмму по развитию авиапрома, не глядя. У Медведева не хватает смелости хотя бы пригрозить тому же «Боингу» запретом на поставки в США российского титана, что способно остановить его сборочное производство. И как следствие: обрушить котировку акций, что приведёт к невосполнимым потерям. Понятно, что угроза со стороны Путина была бы более уместной, но премьер-то тогда зачем? Кстати, о титане. Наши авиазаводы жалуются на то, что металла не хватает для сборки наших самолётов по причине того, что весь титан уходит в США и ЕС. Получается – они нам гадят, а наш Минпромторг им в этом ещё и помогает.
Каковы перспективы? Если В. Путин так и останется очарованным сладкоголосыми сиренами «мантуровых-погосянов», нас ждёт массовый вылет «кукурузников». Они закроют небо, словно туча саранчи. В стране их осталось больше полутора тысяч. Штук 300 летает. Но вот незадача: по причине невиданной щедрости СССР этот самолётик делали в Польше. Польшу мы на прошлой неделе, как известно, обидели, запретив их яблоки с едва различимой под микроскопом яблочной плодожоркой. А что если поляки возьмут да и запретят нам продлевать сертификат лётной годности на свои «кукурузники»?
Вариантов ответа два. Первый – срочно закрыть глаза на яблочную плодожорку. Вариант второй – послать министра Мантурова и его подельника туда же, куда только что послали плодожорку вместе с яблоками. А самим заняться делом – честно и весело.
Какой вариант выберет президент? Авиационный мир замер в ожидании.
P.S. Вот что любопытно. Санкции Вашингтона и Брюсселя коснулись большинства российских чиновников. Кроме Мантурова и Погосяна. Почему?