Санкционированное Вашингтоном решение японского правительства 1 июля об отмене ограничений на использование войск за рубежом стало ответом Вашингтона целому ряду государств, включая Россию, Китай, Германию и Францию на их действия, идущие вразрез его интересам.
США сознательно выпускают на свободу «самурайского джина», тем самым отменяя последние ограничения, навязанные Токио державами-победительницами после окончания Второй мировой войны.
Необходимо напомнить, что тогда, воспользовавшись этим, американцы разместили на японской территории свои войска и использовали её в качестве опорной базы для борьбы с распространением коммунизма в Тихоокеанском регионе.
Теперь же американский союзник Японии, являвшийся гарантом её безопасности во времена холодной войны, осуществляет её «военную расконсервацию», снимая с нее прежние ограничения.
Некоторые эксперты пытаются представить происходящее «самостоятельным» решением Японии, принятым под влиянием «ослабления» США, все чаще демонстрирующих их неспособность (или нежелание) защищать своих союзников. Однако без его одобрения подобное было бы вряд ли возможно. Достаточно показательно, что Вашингтон не выражал по этому поводу протестов: для него это решение представляет возможности решать накопившиеся проблемы.
Япония в антикитайских и антироссийских планах США
Стремление США снять с себя обязанность по защите Японии стало явно выраженным с приходом к власти президента Барака Обамы, объявившего одним из краеугольных камней американской внешней политики «сдерживание растущего Китая».
Однако объяснение сознательного возрождения японского милитаризма лишь «китайской угрозой» чрезмерно упрощает ситуацию. Ведь в США на Страну Восходящего Солнца имеются особые планы, которые Вашингтон вынашивал еще до прихода к власти Обамы.
Так, первые попытки зарубежной «обкатки» союзных японских войск уже имели место и без отмены ограничений на их использование. Так, их применяли в ряде совместных «миротворческих» операций, например, в Афганистане.
Помогая Токио обрести военную «самостоятельность», Вашингтон тем самым стремится реализовать собственные задачи на международной арене, не ограничивающиеся только созданием антикитайской коалиции.
Говоря об американских планах, следует понимать, что Вашингтон явно не против, чтобы кто-то взял на себя часть его прежних обременительных функций. Это позволяет ему высвободить значительные ресурсы для их переброски на другие фронты. Например, для сдерживания той же России.
Так, Токио в лице премьера Абэ открыто демонстрирует готовность взять на себя обременительную военно-техническую подготовку стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) к отражению китайской угрозы, особенно актуальную в борьбе за стратегически важные острова в Южно-Китайском море.
Кроме того, американские стратеги прекрасно осознают, что при наличии стратегических интересов Токио практически во всей акватории Тихого океана, принятое японским правительством решение несет и серьезную потенциальную угрозу для России. Последняя до сих пор не решила со Страной Восходящего Солнца проблему «северных территорий», которая отнюдь не ограничивается лишь четырьмя южнокурильскими островами.
В Японии достаточно сильны настроения в пользу «возвращения» не только всей Курильской гряды, но и Сахалина (причем не только южного), а также Камчатки (часть территории которой, кстати, во время русско-японской войны 1904 - 05 гг. успешно высаживался японский десант), как и прочих дальневосточных территорий.
Не случайно, что в 1920 – 30-е гг. японские спецслужбы активно поддерживали антисоветское националистическое движение в Якутии. Они же разработали и внедрили среди местного коренного населения до сих пор не забытую теорию о родстве «якутской и японской рас», согласно которой якуты являлись потомками древних японцев, мигрировавших на континент тысячи лет назад.
«Пряник» для Японии и «кнут» для ЕС
Кроме того, «расконсервация» японского милитаризма служит характерным сигналом прочим союзникам и партнерам США. В данном случае Вашингтон демонстрирует, что он готов дарить слушающимся его державам вроде Японии «пряники» и он же одновременно сигнализирует о том, что может применить в отношении «колеблющихся» в необходимости наказать Россию «за Украину» и «кнут».
Об этом наглядно свидетельствует ситуация с Францией, отказавшейся разорвать контракт по «Мистралям» и наказанной за это Вашингтоном штрафом французского банка BNP Paribas на рекордную сумму почти в 10 млрд евро.
Впрочем, соответствующие сигналы главным образом направлены Германии, которая, как и Япония, получает шанс отменить введенные против нее после Второй мировой войны ограничения. Например, это может касаться отторгнутых у нее территорий, переданных СССР, Польше, а также прежде населенных немцами земель, с которых они были изгнаны (например, Чехия, Югославия и др.)
Необходимо напомнить, что в отличие от Японии, поддержавшей американские санкции и получившей за это «особую» благодарность США Германия, напротив, выступила против подобных действий в отношении Москвы.
Вопрос состоит в том, каким образом Берлин воспримет подобное давление со стороны Вашингтона. Ведь Германия является гораздо более серьезным противником, чем Франция, чья роль в Европе представляется выше французской как в политическом, так и экономическом отношении.
Перспективы возрождения японского милитаризма
Важно, что историческое решение японского правительства 1 июля является отражением коренного изменения не только оборонной доктрины страны, но и её прежней «Пацифистской» конституции 1947 г. в целом. Фактически, оно открывает двери для участия Японии в военных блоках и в том числе в совместных операциях с НАТО. Значимость «военной расконсервации» японской стороны состоит в том, что по размеру и уровню технического оснащения своих войск она уступает лишь очень немногим странам Североатлантического альянса.
Примечательно, что этому предшествовало знаковое посещение самим премьер-министром страны Синдзо Абэ зимой 2013-14 гг. храма Ясукуни, являющегося олицетворением японского милитаризма и агрессивной японской политики по отношению к соседям. Не случайно, что на него крайне остро отреагировали многие японские соседи.
Также отмена прежних ограничений означает дальнейшее продолжение курса по ремилитаризации страны и еще одним звеном в возрождении японской военной мощи. Например, в марте 2014 г. Япония отменила введенный в 1967 г. запрет на экспорт своих вооружений. И теперь японский ВПК, кроме возможности экспорта оружия за границу, может совместно с западными странами разрабатывать новейшее оружие, что может усложнить ситуацию для зарубежных продаж российского ВПК.
Кроме того, последние изменения не только стимулируют рост конкуренции на оружейном рынке, но и усиливают гонку вооружений на планете вообще и в регионе в частности. Это относится и к России.
Необходимо отметить, что до последнего времени Страна Восходящего Солнца тратила на соответствующие нужды лишь 50 млрд долларов в год, тогда как КНР – в три-четыре раза больше. Следовательно, для «сдерживания» китайской военной угрозы ей также будет необходимо увеличивать их в разы.
А это, в свою очередь, будет способствовать заметному увеличению нагрузки на экономику страны, что, опять-таки, отвечает интересам США, с которыми она конкурирует по целому ряду направлений. Соответственно, это направление ресурсов на военные нужды также способно притормозить дальнейшие японские успехи в сугубо «мирных» сферах и «уравновесить» ситуацию для американских производителей.
Отмена прежних ограничений означает, что уже в ближайшем будущем военная мощь Токио резко вырастет. Для этого ему требуется совсем немного времени. Те «Силы самообороны», которые у Японии имелись до сих пор, уже сейчас располагают современной боевой авиацией и ВМФ, являющимися одними из самых сильных в регионе.
Следующим шагом Японии в связи с последними изменениями должно стать возрождение её ударного наступательного сегмента, что позволит проводить крупномасштабные десантные операции на значительном удалении от её берегов.
Особенно заметно усилится ВМФ. К подобному сценарию Японию толкает крайняя степень зависимости от привозных сырьевых ресурсов в условиях уязвимости её транспортных коммуникаций, проходящие в непосредственной близости от Поднебесной.
Данную задачу упрощает то, что соответствующий задел для этого уже создан. Несмотря на имевшиеся ранее военные ограничения, Токио умело их обходил. Наглядным подтверждением тому служит наличие у него по меньшей мере четырех больших десантных кораблей, проходящих по бумагам как «эсминцы-вертолетоносцы».
Также в предыдущие годы в Стране Восходящего Солнца фактически началось возрождение полноценных парашютно-десантных подразделений. И для полного восстановления мобильных подразделений Токио остается лишь воссоздать морскую пехоту.
Кроме того, чтобы стать полноценной военной державой, Японии необходимы тяжелые авианосцы и усовершенствованное ракетное оружие. А в перспективе нельзя исключать и появления у нее стратегического компонента: как ядерного оружия, так и его носителей. Учитывая уровень технологического развития Японии, для такой ремилитаризации ей потребуются считанные годы.
Последствия военной «расконсервации» Японии
Возрождение японского милитаризма угрожает окончательно сокрушить хрупкое послевоенное равновесие в Восточной и Юго-Восточной Азии. Учитывая то, что подобные изменения имеют планетарный масштаб, происходящие в Японии события способны полностью уничтожить остатки послевоенной системы безопасности и прежних правил международной игры, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему увеличению вероятности возникновения вооруженных конфликтов.
Ведь возрождение «самурайского духа» предусматривает последующий его неизбежный перенос на «внешние» фронты. Ведь именно США способствуют возрождению в Японии сокрушенного ими же в 1945 г. милитаризма, являвшегося неотъемлемой частью культурной традиции этой страны.
И хотя пока Япония намерена согласовывать свой военный «ренессанс» с США, подобная ситуация может привести к повторению того, что произошло с Германией в 1930-е гг., возродившей свою милитаристскую мощь с согласия Запада, после чего она перестала с ними считаться.