Украинское правительство слабеет день ото дня: русские идут?
15 апреля 2014, 14:40 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]
На наших глазах разворачивается историческая драма: украинское правительство не может ничего сделать с кризисом на юго-востоке страны и теряет постепенно силы и политическую волю. Пророссийские настроения пока побеждают.
Французские журналисты, посетившие Словянск, пришли в ужас – «этот мрачный, замусоренный город хочется проскочить как можно скорее, но не получится – машина может отдать богу душу на страшенных ухабах». Но с субботы 12 апреля Словянск (или Славянск по-русски) проСЛАВился на весь мир – он стал центром сопротивления красно-сине-белого цвета, цвета российского флага. Захват зданий правоохранительных и силовых служб Украины из Славянска распространился на весь Донбасс и даже вышел за его пределы, сообщает Le Monde.
Очаги сопротивления пророссийских активистов сконцентрированы по оси стратегического значения Харьков-Донецк, и администрации падают, как цепочка домино, приводя Киев в состояние практически оцепенения – силы правопорядка не подчиняются, слухи о «бендеровцах» и мифы о «нацистах» будоражат шахтерский регион. Перед украинской властью встает чудовищная альтернатива: рискнуть, и устроить кровавое подавление по сути, уже восстания, и спровоцировать призыв «защитить русских оружием» или спустить все на тормозах, отдав часть страны русским, но хотя бы без крови, по Крымскому сценарию. Такого не пожелаешь ни одному политику.
Французские корреспонденты, посетившие Славянск, почувствовали себя снова в Крыму, но более макабрическом: там дух России присутствовал явно, здесь она присутствует незримо: странные ополченцы в очках ночного видения и одинаковой камуфляжной форме, не знающие, куда двигаться в городе из трех улиц, перемешаны с пожилыми женщинами с банками огурцов для борцов с «немцами» и ликующими существами с бородами по пояс и иконами, и призывами вступать в ополчение с двумя комплектами белья – французы не чужды романтики и юмора даже в смертельно опасных ситуациях.
Западная пресса не сомневается – вся эта трагикомедия инспирирована не просто так, это крайне ловкое, хитрое и отлично продуманное тактическое решение: не дать Украине стать самостоятельной страной, уйти из-под влияния России. Тактически решение гениальное, полагают американские историки Дэвид Комперт и Ханс Биннендак. Они проанализировали историю императоров и империй мира, начиная от Александра Македонского и кончая Наполеоном, участие империалистической Японии во Второй мировой войне, имеющие вполне империалистическую природу американские агрессии во Вьетнаме и в Ираке, и пришли к выводу: тактический талант часто сопровождается стратегической слепотой.
К примеру, Наполеон был гением тактики – но слаб в стратегии, то есть в строительстве планов на дальнюю перспективу. Неустанные мелкие победы приводят к тому, что властитель не видит реального, отдаленного последствия своих успехов – Наполеон в России, японцы в Китае, Джордж Буш в Ираке не увидели ловушки. Великие полководцы, гордившиеся своей мощью, не рассчитали силы и последствия – и Ирак до сих пор пребывает в состоянии хаоса, Китай и Япония стали другой страной, а Наполеон закончил печально. Историки предполагают, что сегодняшний российских успех на Украине может привести к созданию нового Ирака – только у США он за тридевять земель, а у России – в двух шагах.
Стратегическая слепота приходит еще и потому, что сильные лидеры, окруженные ликующими массами, старательно, порой даже не сознавая того, вычищают свое окружение – и некому предупредить, предостеречь, сказать правду. Наполеон въехал в Москву на белом коне и ждал за каждым углом ликующие толпы – в архивах сохранились донесения подданных, писавших ему об успехах из страха быть наказанными. «От Наполеона до Гитлера, от Афганистана до Вьетнама, от Японии до Ирака – история учит нас, что надо смотреть в будущее, оглядываясь на прошлое. В каждом военном успехе заложены зерна поражения», - пишут ученые. Нельзя переоценивать свои силы и недооценивать противника, даже самого слабого – иногда слабость оборачивается проплывающим мимо порога трупом врага, как полагают буддисты.