> Политолог Сергей Ланцов: в Арктике можно сотрудничать на многостронней основе - Аргументы Недели

//Политика

Политолог Сергей Ланцов: в Арктике можно сотрудничать на многостронней основе

10 февраля 2014, 11:59 [«Аргументы Недели», Сергей Суровцев ]

Доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Алексеевич Ланцов, прочитавший на прошлой неделе курс лекций по современным международным отношениям в Мурманском государственном техническом университете, полагает, что в Арктике возможно сотрудничество между государствами на многосторонней основе.

- В целом согласованная политика в Арктике вряд ли получится, слишком разные интересы, а сотрудничество на многосторонней основе вполне возможно, потому что есть совпадение позиций и интересов отдельной группы стран, есть общие подходы, но самое главное – не доводить дело до конфронтации, - отметил Сергей Ланцов. - Причём число игроков и участников расширяется, тот же Китай и Япония активно здесь начинают присутствовать и будут присутствовать дальше. Все страны, которые будут иметь возможности освоения технического, экономического плана не прямо, а через кого-то, то есть в качестве партнёра кого-то выбирать.

- Можно ли, на ваш взгляд, рассматривать Антарктиду как один из вариантов согласованной деятельности разных государств, где с 1959 года проводятся только научные исследования?

- Антарктида - это континент, суша. Она была малодоступна или недоступна вообще, лишь во второй половине XX века появилась реальная возможность какого-то её освоения. В 1959 году был подписан договор, который предусматривает замораживание территориальных претензий стран на континент. Неизвестно, что будет в Антарктиде в будущем. Почему действует этот режим – потому что не было возможности интенсивного её освоения. До реального использования ресурсов в Антарктиде дело пока ещё не дошло, и дойдёт ещё не скоро. И поэтому пока этого нет, нет и необходимости пересматривать договор. Некоторые государства в своё время предъявили претензии на определённые части антарктической территории, и они могут опять к этому вернуться.

- То есть вы говорите о том, что существует большое отличие в правовом статусе арктического региона от Антарктиды?

- Арктика – это совсем другое. Арктика - это особая климатическая и природная зона, которая тоже была малодоступна, но действительно более изучена, чем Антарктида.

И, в принципе, до недавнего времени кроме арктических государств никто этим не интересовался и не имел к этому отношения. Опять же практической необходимости в этом не было. Была теория арктических секторов. Эта теория действовала, пока было плохо всё изучено. Есть арктический сектор – и все острова, которые были там открыты, они принадлежат определённому государству. Но сейчас все острова давно открыты, сейчас нечего открывать.

Арктика – это Северный Ледовитый океан, это часть Мирового океана. В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которая решила вопросы, которые раньше не стояли. И реализация положений Конвенции привела к новой ситуации в Арктике. Потому что приарктические государства имеют право на континентальный шельф, территориальное море, внутренние воды. Далее начинается вопрос о разграничении континентального шельфа, который определяется многими параметрами, как чисто правовыми, так и геологическими. Существуют разные точки зрения на то, продолжением чего является хребет Ломоносова. Если кто докажет это с точки зрения геологических данных, то будет иметь основу для правового закрепления континентального шельфа, - подчеркнул Сергей Ланцов.

- Либо это будет Россия, либо Канада?

- А может быть Дания, которая выступает от имени Гренландии. Кроме того, тезис был каким: освоение Арктики обращается глобальным потеплением. А последние данные таковы, что ледовый покров в Арктике увеличился. Может быть, похолодание идёт, и смысл всякий теряется экономической деятельности.




Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте