Аргументы Недели → Политика

Роснано – узаконенное расхищение госсредств?

, 19:05

К проектной организации Роснано ООО «Уником» предъявлен иск о несоответствии ее продукции заявленному качеству. Истцом является компания ООО «АБЗ-Саларьево», которая выполняла дорожные работы на целом ряде магистралей Москвы и Подмосковья, с применением продукции «Уникома» – модификатора асфальтовых покрытий «Унирем».
 
Ранее, в 2011 году, «Роснано», как совладелец «Уникома», сумела пролобировать включение модификатора «Унирем», который изготавливается из измельченных автомобильных покрышек, в проекты Росавтодора по всей России.


Как раз с 2011 года Унирем поставляет свою продукцию АБЗ «Саларьево». На целом ряде трасс, отремонтированных этой компанией, обнаружился брак дорожного покрытия. В том числе на таких важных, как Третье транспортное кольцо, Лефортовский туннель, проспект Андропова и Боровское шоссе. Представители «Саларьево» считают, что модификатор не обладает заявленными свойствами. Назначена экспертиза.


Критика модификатора «Унирем» звучит не впервые. Еще в 2010 году известный советский профессор Олег Фиговский давал характеристику модификатору.


«Я не могу сказать, что это какая-то уникальная, очень современная или выдающаяся технология… она содержит мое решение, как раз по крошке, которое в 1961 году было выдающимся и революционным. На аэродромное покрытие такого типа садился советский космический корабль "Буран" и мне дали за это госпремию. Мы патентовали асфальтобетонную смесь с применением резиновой крошки, чтобы использовать ее для трамвайных путей - такой асфальт лучше подвержен ударным нагрузкам. Сейчас в Израиле делают подобный асфальт для детских площадок, чтобы дети при падениях получали меньше травм… Но есть одна техническая проблема: асфальтовый бетон, содержащий такой порошок, охрупчивается со временем».


Фиговский еще тогда объяснял, что подобный модификатор хорош, чтобы спасти асфальт от ударных нагрузок, например, при посадке космического корабля, но вовсе не является универсальной панацеей, продлевающий срок жизни автомобильных дорог. Может быть цели заявителей проекта ООО «ГК Новый Каучук» (учредители В. Малицкий, С. Головков, И. Чайкина, А. Вершинин) и Роснано, используя коррупционную составляющую, добиться внесения в гост модификатора «Унирем», что бы он «лежал» в каждой российской дороге.


Критиковал Фиговский и саму госкомпанию, заявляя об очень раздутом штате и вопиющей неэффективности Роснано:
У меня к "Роснано" вообще много вопросов - это большая организация, в ней сейчас около 400 штатных сотрудников. Они недавно отчитались о своих "грандиозных" успехах - запустили по разным данным от 8 до 13 реальных нанотехнологических производств. В Израиле также есть своего рода аналог "Роснано". И существует примерно столько же времени, сколько и российская госкорпорация. В ней работает полтора человека - исполнительный директор на полставки и инженер-координатор на полную ставку. Их зарплаты существенно ниже, чем в "Роснано". За тот же период они пустили порядка 30 новых нанотехнологических производств. Как говорится, сравните эффективность.
 
Фиговский немного ошибался – в тот момент в Роснано работало не 400, а 700 человек, при этом большую часть работы – проведение экспертиз и оценку потенциала проектов - эта «большая организация» отдавала на субподряд, расходуя на них десятки миллионов государственных средств.


Во время «прямой линии» 25 апреля 2013 года президент России Владимир Путин сообщил, что «отслеживает», что происходит в Роснано. Если это, действительно, так, то президент должен был заметить не только неэффективность этой структуры, но и то, что одну из дочек госкорпорации возглавлял преступник. Председателем совета директоров «Уникома» долгое время был Михаил Ильич Лернер, к тому моменту уже осужденный на условный срок за мошенничество.


Он продолжал занимать должность даже тогда, когда против него возбудили еще одно дело и покинул ее только когда оказался под стражей. Роснано делало на него ставку до последнего «Проблемы у «Уникома» начались, когда бывший топ-менеджер компании Михаил Лернер в ноябре 2012 года оказался под стражей».


 В июле 2013 года ООО «Уником» подало на банкротство. При этом Роснано заявило, что планирует «перезапустить «Уником», усилив его команду». Также госкорпорация сообщила, что в проект было инвестировано 810 млн. руб. госсредств, но компания оставалась убыточной. За это время, благодаря налаженным контактам с «Росавтодором», было уложено больше 20 млн. кв. м. автомобильных дорог с применением модификатора «Унирем», и сейчас стали появляться претензии к качеству модификатора.
 
Заявление Роснано похоже на открытое сообщение о намерении совершить преступление. Очевидно, что банкротство – это способ списать деньги, инвестированные в проект, и скрыть невыполнение обязательств, а возможно факты преступной деятельности. А затем перезапустить проект и начать вкладывать в него по новой. В ГСУ г. Москвы находится заявление о фактах нарушений в ООО «Уником».
 
На той же прямой линии Путин сказал, что Роснано хоть и принадлежит государству, но является коммерческой компанией. Задача такой компании – беречь и приумножать государственную собственность.
 
Уником скорее всего мог сделать, пусть и не очень честный по отношению к конкурентам, но прибыльный бизнес. Модификатор асфальтового покрытия из резиновой крошки не является уникальным продуктом. Олег Фиговский в том же интервью говорил: «Полимерную крошку производят во всем мире. В США сегодня работает 20-30 заводов, которые производят такую крошку. Но никто не называет это нанотехнологиями или нанопродукцией».
 
В России также целый ряд компаний производит подобную продукцию, но наладить масштабное сотрудничество с Росавтодором удалось лишь «Уникому», возможно благодаря мощному лоббистскому ресурсу Роснано. Но компания не смогла использовать и этот шанс. На выделенные госкорпорацией 810 млн. руб. менеджмент Уникома мог построить 5-6 цехов по производству модификатора в нескольких регионах страны и тем самым массово обеспечить регионы продукцией, но менеджмент компании на тот момент имел лишь опыт финансовых махинаций и ничего не понимал в организации производства. В результате, команда во главе с председателем совета директоров Михаилом Лернером, просто освоила деньги, не построив ни одного нового предприятия. А руководство Роснано почему-то закрыло на это глаза. 


На той же прямой линии Владимир Путин заявил, что «в деятельности Роснано есть проколы, но это не уголовщина». Может быть данное заявление является неформальным указанием правоохранительным органам не обращать внимания на правонарушения, совершаемые в Роснано. И возможно поэтому Анатолий Чубайс и его менеджеры распоряжаются государственными средствами фактически по своему усмотрению. Без оглядки на эффективность, прибыльность.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram