В последнее время, оценивая двухсторонние отношения Японии и Китая, пресса Страны восходящего солнца стала особенно пессимистичной. Дело в том, что снизить напряжение между двумя азиатскими гигантами не способно даже развитие экономических связей. Наоборот, чем активнее бизнесмены этих стран проникают на территорию «противника», тем сильнее растёт напряжённость. По последним опросам, уже 60% лидеров китайского бизнеса отказываются работать с японскими фирмами. А официальное руководство Поднебесной просто грубо посылает японское правительство в ответ на его просьбу о начале двустороннего диалога.
Понятно, у китайцев есть на это основания – в том числе исторические. В стране хорошо помнят, сколько бед им принесла японская оккупация, длившаяся 14 лет (1931–1945 гг.). Причём до сих пор японцы активно подливают бензина в костёр той войны. Месяц назад премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил синтоистский храм Ясукуни. В странах Азии он считается символом японского милитаризма. Причём такое паломничество главы японского правительства не совершали уже семь лет. Столь демонстративная позиция вызвала огромное возмущение в Китае. МИД страны даже заявил, что Японию ожидают за это «серьёзные политические последствия». Похоже, они уже наступили.
На днях, по сообщениям японских СМИ, С. Абэ решил успокоить ситуацию и протянул китайцам «новую оливковую ветвь мира». Выступая в парламенте страны, он заявил, что Япония и Китай неразделимы и вместе должны вести переговоры по нерешённым вопросам. А то и так проблем выше крыши. К примеру, территориальный спор вокруг островов Дяоюйдао (Сенкаку), который уже грозит перерасти в горячую войну.
В Поднебесной отвергли попытку примирения. Более того, вместо принятого в подобных случаях спича: «Такие вопросы, дорогой премьер, с кондачка не решаются, нам надо посоветоваться с товарищами, зайдите на недельке», китайцы ответили очень резко. Официальный представитель МИД заявил: «Диалог не даст результата. Китайские лидеры очень заняты более полезными делами». Словом, в переводе с китайского дипломатического на русский разговорный – просто послали на три буквы.
Для возобновления дипломатических встреч Пекин выдвигает к Токио несколько требований. Первое – С. Абэ должен покаяться и впредь не посещать святилище Ясукуни. Второе – Япония должна прекратить наращивать военную мощь. Вот такая «мелочь». Японские эксперты сходятся во мнении, что их премьер никак не сможет пойти на такие шаги. Они идут вразрез с интересами страны, и он просто потеряет поддержку граждан. Так что какого-то выхода из создавшегося положения пока не видно даже на горизонте.
В результате в Азии сложилась ситуация, очень похожая на времена холодной войны между СССР и США. Так же как и тогда, есть две крупные державы, ведущие гонку вооружений и испытывающие друг к другу такую неприязнь, что, как говорится, даже кушать не могут. Одновременно они постоянно заверяют всех в своих миролюбивых планах и ведут такую борьбу за мир, от которой на тех же островах может не остаться камня на камне. Японские аналитики уже шутят, что всем было бы лучше, если эта спорная территория из-за глобального потепления просто бы погрузилась в пучину океана.
Но более всего в Японии опасаются, что в результате ослабления США Китай вскоре станет в регионе новым гегемоном. Однако для этого Пекину будет недостаточно победить в территориальном споре – его удовлетворит только полный реванш за все прошлые и сегодняшние обиды. Нужна настоящая победа, пусть не в горячей, а в холодной и экономической войнах. Но потомки самураев не намерены добровольно сдаваться и делать себе харакири – они готовятся биться до конца. Тем не менее потенциал Китая столь велик, что, кажется, остановить его на пути к победе сейчас не сможет никто.