Мустафа Найем: Янукович ищет ответ, что с ним будет в 2015-м году
15 ноября 2013, 13:29 [ «Аргументы Недели. Крым» ]
В конце ноября в Украине может произойти историческое событие – страна готовится подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Если подписание это произойдет, будет дан старт процессам демократических преобразований в государстве.
Но в свете того, что в Украине не решен вопрос дальнейшей судьбы лидера оппозиции Юлии ТИМОШЕНКО, а также не выполнен ряд других требований ЕС в части законодательных инициатив, подписание указанного документа – под большим вопросом.
Известный украинский журналист Мустафа НАЙЕМ активно следит за процессом переговоров в высших эшелонах власти и часто владеет последней информацией из первых уст. Но и он пока не может дать четкого ответа на вопрос, состоится ли подписание данного соглашения. Не исключено, что этот вопрос будет решаться в последнюю ночь перед саммитом в Вильнюсе. В то же время журналист уверен, что евроинтеграция Украины является необратимым процессом и ассоциированное членство в ЕС — вопрос времени.
В редакции «Аргументов недели — Крым», где НАЙЕМ проводил встречу с журналистами и общественниками в рамках проекта «Крым. Евроформат», мы общались с ним о том, кто влияет на евроинтеграционные процессы в Украине, кто не готов к ним и какой будет судьба украинской журналистики в условиях развития демократии.
АН: Продолжаются баталии о том, будет ли подписано соглашение об ассоциации Украины и ЕС в конце ноября или нет. На сегодняшний день и у вас и у многих людей, которые следят на процессом, нет прогнозов о том, будет ли подписано это соглашение. Как вы думаете, готово ли у президента решение по данному вопросу?
Я думаю, что сейчас он сильно колеблется. Я не уверен, что у него есть готовое решение. Но я могу судить по тем сигналам, которые исходят от его соратников и публичных сообщений. Он сейчас колеблется между теми преимуществами, которые ему дает нулевой вариант – то есть никуда не идти: ни в Таможенный союз, ни в Европейский союз – и между рисками, которые он получает, подписав соглашение. Его личной политической выгоды от того, что он не подпишет соглашение, намного больше, чем выгоды, которые получает страна в случае подписания соглашения. И между этими двумя крайностями он и колеблется.
АН: Что реально влияет на его решение?
Первый ключевой фактор – что будет с ним в 2015-м году (во время президентских выборов. – «АН-Крым»). Это является точкой отсчета. Если подписание соглашения даст ему больше рисков и угроз в 2015-м году, то можно говорить, что он не подпишет. Поэтому сейчас ЯНУКОВИЧ ищет гарантии поддержки его в 2015-м году с любой стороны. Хватит ли у него выдержки и смелости принять то, что подписание соглашения может дать совсем другой результат в долгосрочной перспективе – в истории его как политика – я не уверен, мне кажется, с этим есть проблемы.
К тому же есть много персональных страхов и субъективных факторов касательно Юлии ТИМОШЕНКО, тех стандартов, которые будут выдвигаться (перед Украиной) Европой, страхов перед давлением России, которое будет на него (ЯНУКОВИЧА. – «АН-Крым») оказываться. Поэтому сейчас ключевой фактор – это ответ, который он сейчас ищет: что с ним будет в 2015-м году и как подписание или неподписание соглашения (об ассоциации Украины с ЕС) повлияет на его личную судьбу?
АН: Каким образом, на ваш взгляд, будет решаться вопрос с ТИМОШЕНКО?
Я не знаю. Мне кажется, что вся страна столько раз ошибалась, пытаясь прогнозировать, что будет с ТИМОШЕНКО, что сейчас прогнозировать еще раз – это сложно. Мне кажется, что в любом случае ЯНУКОВИЧ сделает все, чтобы она не смогла вернуться в политическое поле до 2015 года. Это однозначно. Все инструменты, которые у него имеются, он использует, чтобы она не вернулась. Даже если для этого придется пойти на какие-то риски для страны. В том числе не подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Если он будет видеть хоть минимальный шанс, что ТИМОШЕНКО может вернуться в политическое поле в 2015 году, он не подпишет соглашение.
АН: Какие у вас прогнозы на счет того, будет ли она отпущена на лечение заграницу?
Это опять-таки будет зависеть от того, будет ли у ЯНУКОВИЧА уверенность, что она не вернется в страну как политик. Я думаю, он сам не понимает. Его личные страхи и персональные проблемы намного больше влияют на то, что он делает.
АН: Кто на сегодняшний день в Украине, на ваш взгляд, больше не готов к евроинтеграционным процессам страны: политики или граждане?
Все. Иллюзии есть у всех. У граждан особенно. Притом, не только иллюзии, но и необоснованные страхи. Одни считают, что это (подписание соглашения об ассоциации с ЕС. – Ред.) прямо завтра все поменяет, другие – что все, конец стране. И те, и другие ошибаются и мне кажется, не готовы принять то, что будет на самом деле. Мне кажется, к подписанию соглашения многие люди относятся как к Новому году. Вот Новый год начнем и все по-другому будет. И никто не готов к тому ощущению, которое у всех возникает 2-го, 3-го, 4-го января, когда праздник прошел, а пустота осталась.
Конечно, в большей степени не готовы (к евроинтеграционным процессам. – Ред.) политики. Потому что все-таки они должны начать менять эти процессы.
АН: Кто тормозит процесс больше: партия власти или оппозиция?
Очевидно, что партия власти. Ни у кого не вызывает никаких сомнений то, что если бы партия власти захотела, чтобы Украина вступила в Марс, то мы бы стали членами Марса. Потому что у власти достаточно рычагов влияния, достаточно большая поддержка в обществе (к счастью или к сожалению), а оппозиция достаточно апатична. Никакой ответственности у оппозиции в этом вопросе нет и не может быть в принципе. Вся ответственность сейчас лежит на власти. Ни УДАР, ни ЯЦЕНЮК, ни КЛИЧКО, ни ТЯГНИБОК сегодня решают вопрос, подписать какой-либо законопроект или нет. Не они решают, подписывать соглашение об ассоциации с ЕС и выпускать ТИМОШЕНКО или нет. Это все решает лично Виктор Федорович ЯНУКОВИЧ и его партия.
АН: Насколько журналисты в Украине готовы работать по европейским стандартам?
Конечно, есть проблемы. У нас тоже есть иллюзии. Я думаю, что многие из нас рисуют себе картинки, которых на самом деле не существует. Готовы ли они? Мне кажется, в большей степени, чем политики. В этом я точно уверен. Потому что у нас нет конфликта между личным заработком, обманом граждан и стандартами.
У среднестатистического политика в стране конфликт происходит не по линии того, нужны ли права человека или не нужны. Он стоит между двумя гранями: зарабатывать «бабло» и обманывать граждан, нарушать закон или нет? Это конфликт личных материальных интересов и общечеловеческих. Ничего европейского в нем нет.
В то время, как у журналистов... Да, мы делаем ошибки. Но на этих ошибках журналисты не крадут деньги и не занимаются коррупцией.
АН: Что вы можете назвать заслугой журналистики в вопросе демократического развития Украины за последние годы?
Я считаю, что журналисты в стране делают больше, чем все остальные. И это подтверждается соцопросами. Больше чем нам, доверяют только церкви. И это не потому, что мы хорошие, а потому что сам институт позволяет демократично вести свою деятельность. У нас нет партии журналистов, секты журналистов, а есть журналисты в целом. И в целом СМИ в стране, мне кажется, заслуживают доверия.
Когда мы говорим о том, какой вклад делают журналисты в демократию, это не всегда нравится самим демократам. Условно говоря, ЯНУКОВИЧ стал президентом, в том числе потому, что была свобода слова, которую создавали журналисты. Если бы ее не было, он бы не стал президентом никогда, потому что те конфликты, которые были между ТИМОШЕНКО и ЮЩЕНКО, вскрывали журналисты, а не политики.
Сейчас опять же не политики, не оппозиция, не ЯЦЕНЮК, не КЛИЧКО, не ТЯГНИБОК рассказывают о коррупции во власти, а журналисты. Они пользуются нашей работой. Они выходят на трибуну и говорят те факты, которые мы вскрываем. И надо учитывать, что у нас другое положение. У нас нет депутатских мандатов, полномочий, денег, машин, собственности.
АН: Вы занимаетесь проектом общественного телевидения. Насколько он перспективен в регионах?
Я думаю, очень перспективен. Если мы начнем работать и будет достаточное качество, для многих будет возможность присоединиться к этой платформе и делать совместные проекты. Насколько я понимаю, в регионах очень большая проблема со СМИ и я бы сказал, что там намного больше проблем, чем в центре. Потому что здесь все-таки собственники ближе, руки у них длиннее и убежать некуда.
С другой стороны, в Украине сейчас абсолютно отсутствует региональная журналистика в плане ее представления в национальной, то есть никто не понимает в центре, что происходит в регионах. И это большая проблема. Поэтому я думаю, что общественное телевидение – это перспективная вещь, но до нее нужно дожить. Нужна большая ресурсная база и большое количество инициативных людей. С этим проблема.
АН: Какие временные рамки можно назвать для организации этого процесса?
Я не вижу проблем в том, чтобы какая-то региональная команда делала проект для общественного телевидения и мы были вместе в одной команде. Более того, я думаю, что это будет. Время я не знаю, мне это сложно сказать. Как только появится эта инициатива.
АН: Возможно ли в Украине на данный момент и в нынешних условиях создать СМИ, которое было бы самоокупаемым?
Мне кажется, это очень сложно. И это даже не вопрос не качественности СМИ или журналистов, а вопрос спроса. Спрос на качественную продукцию очень большой, но в тех нишах, в которые она попадает, очень низкая стоимость рекламы. Поэтому сказать, что качественное СМИ в Украине может быть самоокупаемым и самому себе зарабатывать деньги, сложно.
С другой стороны, есть «Украинская правда» (первое он-лайн издание Украины с миллионной аудиторией читателей. – Ред.), которая сама на себя зарабатывает. Там сейчас нет ни копейки грантов. Это совсем другая модель СМИ. Есть «Зеркало недели» (всеукраинский еженедельник. – Ред.), которое тоже зарабатывает на себя. То есть это возможно, но это СМИ, которые существуют десятками лет, это репутация, время. Сказать, что с нуля можно построить самоокупаемое медиа, очень сложно.