Аргументы Недели → Политика № 39(381) от 10.10.2013

Чего цепляют к паровозу?

, 16:54 , Главный редактор АН

7 октября президент В. Путин встретил свой 61-й день рождения. Помимо бутылки рисовой водки от японского премьер-министра Синдзо Абэ и торта от председателя КНР Си Цзиньпина он и сам сделал себе поистине царский подарок. Конкретно – внёс в Госдуму законопроект, предполагающий изменения в Конституции и дальнейшее укрепление президентской, то есть своей личной, власти.

Предыдущее  изменение Конституции стало для Владимира Владимировича прекрасным подарком к грядущему 60-летию. Срок полномочий президента был увеличен с 4 до 6 лет. Но для чего сегодня ему понадобилось объединять Верховный и Высший арбитражный суды и подчинить себе всю прокурорскую вертикаль? У загадки есть как простое, так и конспирологическое объяснение.

Начнём с первого. Борьба либерального (условно – медведевского) и силового (условно – путинского) кланов вступила в завершающую фазу. После зачистки близких Медведеву финансово-промышленных групп, в том числе при Минобороны, дошла очередь и до судебной власти. Вместе с упразднением Высшего арбитражного суда со сцены уйдёт его председатель, близкий друг Медведева Антон Иванов. С такой «крышей» он вёл себя очень свободно. Запретил Счётной палате проверять правильность расходования бюджетных средств. «Оттяпал» у Верховного суда подсудность всех хозяйственных и экономических тяжб, что в условиях российского казнокрадства могло превратить эту ветвь судебной власти в самоокупаемую.

На этом фоне нежданно-негаданно конституционный статус получает Общественная палата. Она упоминается в тексте изменений в Конституцию. Значит – станет ещё одним инструментом исполнительной власти, поскольку уже сейчас формируется под контролем президента. Предлагается упомянуть в Конституции и объединения юристов. Именно им вместе с Общественной палатой предстоит выдвинуть двух из 170 кандидатов в новый состав Верховного суда.

Но какая участь уготована «прокурорским»? Вот уже двадцать лет президент страны предлагает Совету Федерации кандидата на должность генпрокурора. После утверждения тот назначает по своему усмотрению остальную вертикаль. Ему она и подчинялась. Отныне В. Путин хотел бы предлагать СФ кандидатуру не только генпрокурора, но и его заместителей. А в придачу лично назначать и увольнять всех прокуроров субъектов Федерации и городов. Вне его ведома останутся лишь низовые, как их называют, «районные», «аульные» и «поселковые» прокуроры.

До сих пор президент России назначал и лично контролировал руководителей всех силовых ведомств. В первую очередь Минобороны, МВД, ФСБ и МЧС. Он же предлагал состав судей Высшего и Конституционного судов. Сравнительно недавно вывел из Прокуратуры и подчинил себе Следственный комитет. Так что объединение судов стало лишь «паровозом», к которому подцепили в качестве главного блюда реформирование (читай – переподчинение) Прокуратуры, которое приправили овощным соусом из Общественной палаты и разного рода союзов юристов.

Спрашивается – для чего? На бескрайних просторах страны прокуроры могут избирательно контролировать соблюдение законности, часто в интересах местных правящих кланов. Завтра эта функция отойдёт под контроль Гаранта Конституции. Выражаясь терминами времён царя Ивана Грозного, к верному опричнику-врачу Онищенко прибавится ещё один, чью должность сегодня занимает генпрокурор Ю. Чайка. За это должны проголосовать две трети депутатов Госдумы, три четверти сенаторов и Законодательные собрания 55 из 83 субъектов Федерации. Хватит ли для этого сил «Единой России», и административного ресурса Кремля? Уж больно цель реформы размыта. А вороватым начальникам даже опасна для жизни.

Следует напомнить, что реформа Конституции потребует изменений в 28 федеральных законах. И если получит «зелёный свет», можно смело ожидать кадровых перемен в верхах. Сменится руководство Верховного суда. Сменится генпрокурор, поскольку в Кремле кое-кто считает ныне действующего человеком Медведева.

Если причина слияния судов – на самом деле трудоустройство г-на Медведева, то появится и новый премьер-министр. А может, и новый председатель правления «Газпрома». Об этом стали говорить в последнее время, якобы ссылаясь на нежелание Дм. Медведева уходить в малобюджетные «судейские».

Сейчас самое время вспомнить о конспирологии. Известный экономист М. Хазин считает, что всё происходящее предвещает ни много ни мало – войну могущественных кланов за влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны в ближайшие десятилетия. Вот уже двадцать лет РФ как государство медленно умирает, словно кто-то извне ловко дирижирует этим процессом.

В последние год-два В. Путин стал заметно свободнее в международных делах. Держит удар по Сирии, Ирану, противостоит влиянию на нашу политику, так называемому «нетрадиционному» международному лобби, сколачивает Таможенный союз и ЕврАзЭс… В «непонятках» остаётся его внутренняя политика. Недоучки и откровенные вредители остаются в правительстве, злят народ тупыми шутками с нашими пенсионными накоплениями, разгоняют рост цен на всё что только есть, кичатся омерзительной роскошью чиновничьей жизни и безнаказанностью своих деток. Много чего ещё.

И вот г-н Хазин утверждает, что в августе Сам дал команду о том, что при открытии уголовных дел на чиновников больше не нужны согласования с вышестоящими администрациями. Если это так, то и реформа Конституции становится вполне понятной.

Есть одно «но». Уж сколько раз было так, что наши ожидания и вера в доброго царя оставались несбывшимися. Быть может, не хватало сущего пустяка: поменять Конституцию? Так чего ждали?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram