Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика

«ЕР» обсудила «майские» указы с министрами и их заместителями

, 16:36

«ЕР» обсудила «майские» указы с министрами и их заместителями

В пятницу, в рамках XIV съезда «Единой России», единороссы обсудили ход выполнения майских указов президента. На дискуссионные площадки, которые организованы в подмосковном пансионате «Бор», были приглашены главы профильных министерств и ведомств. В первой половине дня состоялись дискуссии о проблемах образования, обеспечении работы сферы ЖКХ и доступности жилья, а также реализации социальной политики.

Напомним, что в мае прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал ряд указов, наметивших стратегические цели. Их необходимо достичь к 2018 году. Главная задача указов - достижение высокого уровня жизни россиян за счет улучшения госуправления, повышения качества работы госсектора, производительности труда и инвестиционной активности в экономике. 

Важную и острую проблему образования и науки  обсуждали на первой площадке. В прошлом году Минобразования стало оценивать эффективность вузов, для чего проводит их мониторинг. Но, по мнению члена Президиума Генсовета «Единой России», депутата Госдумы Александр Хинштейна, мониторинг не позволяет судить о качестве образования в учебных заведениях. Он признал, что министерство, услышав пожелания «Единой России», включило в систему оценки эффективности вузов трудоустройство выпускников.Однако, добавил Хинштейн, изменения в мониторинге не носят существенного характера. Депутат предложил остановиться и не проводить мониторинг до тех пор, пока не будут внесены изменения в законодательство, которые в том числе дадут государству полномочия по лишению аккредитации тех вузов, которые мониторинг не пройдут.

«Сегодня механизм лишения аккредитации достаточно сложен. Рособрнадзору надо провести несколько проверок. Зачем идти по такому сложному пути? Государство в лице Рособрнадзора должно иметь право лишать вузы аккредитации по ускоренной процедуре», - заключил депутат.

Но министр образования Дмитрий Ливанов сказал, что мониторинг вузов будет продолжаться. «В этом году основное внимание посвятим негосударственным вузам", - отметил министр. По его словам, значительная группа университетов попадет в зону риска, но никто не говорит об их закрытии. "Нам здесь надо навести порядок", - подчеркнул Ливанов.

«Сегодня мониторинг проходит в два этапа, и анализ по формальным показателям - первый этап - еще не приговор, так как за ним следует экспертный анализ», - считает министр. Вместе с тем, рассказал Ливанов, планируется вводить новые федеральные государственные образовательные стандарты. В средней школе его введут с 2015 года, в старшей - с 2020 года.  Также, по его словам, очень скоро появится новый профессиональный стандарт педагога. Он потребует от учителя быть и психологом.

Одним из главных приоритетов, считает модератор дискуссии на второй площадке съезда, замсекретаря Генсовета «Единой России», глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, является социальная проблема. Среди большого количества вопросов, относящихся к соцсфере, в последнее время самые серьезные дискуссии идут о пенсионной реформе. По его словам, сейчас люди не осознают пенсионную систему как справедливую, в связи с этим работа над ней должна продолжаться.

«Сегодня мы вступили в полосу нелегких времен, - подчеркнул Исаев. - В либеральном лагере регулярно рождаются слова о том, что указы президента нужно отложить». Однако глава профильного думского комитета напомнил, что накануне состоялась встреча главы государства Владимира Путина и председателя «Единой России», премьер-министра РФ  Дмитрия Медведева с представителями партийных «первичек», и половина вопросов была посвящена социальной проблематике. «Есть абсолютно защищенные статьи – это социальные расходы государства. Они не то, что будут сокращаться - они будут расти», - заверил Исаев.

В свою очередь, министр труда и социально защиты Максим Топилин подчеркнул, обращаясь к единороссам, что «все, что связано с социальными выплатами и обязательствами, - все предусмотрено в параметрах законодательства». Так, в 2014 году на 5% будет проиндексировано пособие женщинам с детьми, настолько же повысятся ежемесячные выплаты социальным категориям. А материнский капитал будет сохранен  и  в следующем году его размер возрастет на 20% и составит, вместо нынешних 409 тыс. рублей - 430 тыс. рублей. Он также напомнил, что предусмотрено повышение зарплаты профессорско-преподавательскому составу вузов, работникам высших образовательных учреждений, педагогам в школах, врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу. 

Естественно, министр труда не мог не затронуть тему, а единороссы не спросить, о нововведениях и ходе пенсионной реформы. Топилин заверил, что для всех, кто отработал до 2015 года, «все права будут сохранены в прежнем размере, просто произойдет конвертация». По большому счету, пенсионная реформа начнет работать для тех, кто будет работать с 2015 года, добавил министр. «Мы вводим гораздо больший учет стажа. Большинство регионов положительно реагируют на то, что продолжительный стаж должен влиять на размер пенсии», - уточнил он, оговорившись, что эта система повлечет серьезную дифференциацию в размере пенсий.

Топилин также уточнил, что для тех, кто будет откладывать выход на пенсию, предусмотрены  премиальные коэффициенты. «Повышение пенсионного возраста не предполагается и не предусматривается», - подчеркнул глава министерства. Кроме того, по его словам, в 2014 году нынешние пенсии увеличатся в среднем на 3%.

Министр также несколько раз возвращался к теме негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ближайшее время, рассказал он, правительство РФ рассмотрит пакет законопроектов о пенсионной реформе. «Буквально через неделю-две, правительство будет рассматривать еще один пакет законов по пенсионной реформе», - сообщил он. По словам Топилина, это проекты законов о страховых и накопительных пенсиях.  Пенсионеры сохранят свои пенсионные накопления, поскольку предложенная реформа направлена на защиту их прав.

Говоря об этих предложениях, Топилин отметил: никакой речи об изъятии накопительной части пенсии нет. «Я вам официально заявляю, что это не так», - сказал Топилин. По словам министра, негосударственные пенсионные фонды должны будут пройти «процедуру гарантирования», что сделает их работу более прозрачной и фактически обеспечит сохранность пенсионных накоплений. «В 2014 году будет включаться система гарантирования пенсионных выплат. После того, как НПФ будут включены в систему гарантирования Центробанка, средства могут пойти в них. До этого средства будут находиться в Пенсионном фонде, - пояснил Топилин, отвечая на вопрос депутата МГД Людмилы Стебенковой. - В 2014 году, если НПФ не прошли систему гарантирования, то средства для пенсий остаются в Пенсионном фонде». Прежде всего, подчеркнул министр еще раз: «Речь идет о сохранении прав, а не конфискации средств. Сначала гарантирование, надежность, затем работайте со средствами».

Одновременно с обсуждением социальных проблем, на третьей площадке развернулись дискуссии по еще одной болезненной теме – сфере ЖКХ. Как убежден модератор дискуссии, зампред комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум, люди во многом оценивают работу власти по качеству жилья и услуг ЖКХ. Для того, чтобы решить проблемы ЖКХ, необходимы институты развития.

«Майский» указ президента важен для всех жителей страны и его следует «ответственно реализовывать», считает замминистра регионального развития Сергей Вахруков. Он выступил за «комплексный подход» к выполнению задач, и считает, что  «при этом важно консолидировать все имеющиеся ресурсы». По мнению замминистра, этому будет способствовать принятие документов территориального планирования, закона о стратегическом планировании. «Нужно действовать на основе документов о развитии инфраструктуры города или территории, градостроительных документов», - пояснил Вахруков, добавив, что закон о стратегическом планировании сейчас находится на рассмотрении Госдумы, и «также является одним из основных документов».

Как снизить стоимость жилищного строительства? Это возможно путем «бесплатного предоставления застройщикам земельных участков, обеспечении инфраструктурой», считает Шаккум. Но для этого, утверждает замминистра регионального развития Сергей Вахруков, требуется внести изменения в Жилищный кодекс. Он предлагает решать проблему доступности жилья, развивая рынок арендного жилья. При этом в строительной отрасли он выделил еще одну существенную деталь – это стоимость стройматериалов, цены на которые, порой, просто «зашкаливают».

Единороссы обратили внимание на недовольство людей услугами компаний, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Также принимавший участие в дискуссии, заместитель министра экономического развития Сергей Беляков видит решение этой проблемы в развитии конкуренции. В качестве одной из мер он предложил строить «альтернативные» котельные. Это позволит сбалансировать стоимость услуг. «Необходимо также направлять средства, которые платят граждане за капитальный ремонт, исключительно на целевые нужды», - подчеркнул Беляков. И в этом смысле важен контроль, как со стороны власти, так и со стороны самих потребителей услуг.

Частно-государственное партнерство – еще один действенный механизм, позволяющий решать проблему строительства недорогого жилья и повышения качества услуг ЖКХ, считает заместитель министра экономического развития.

Реагируя на предложение участников обсуждения, Мартин Шаккум заметил, что действительно «важно стимулировать строительство жилья там, где развивается производство, там, где есть рабочие места». Это предложение в целом поддержал и Сергей Вахруков. Вместе с тем, отметил он, «строить в развивающихся регионах можно и нужно за счет инвесторов, а не за государственный счет».

На секции зашла речь об инструкциях с «параметром плюс восемь градусов» для подачи тепла в жилье осенью. Отвечая на вопрос партийца из республики Коми, Вахруков напомнил, что «регионы вправе сами решать, когда подавать тепло в дома граждан». Начало отопительного сезона – дело регионов, считает замминистра. Возможные задержки включения отопления, он пояснил так: «Власти пытаются экономить ресурсы, а многие дома не предусматривают регулирование подачи тепла в квартиры». «Но сегодняшний порядок оптимален», - заключил Вахруков.

В конце обсуждения, руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис, предложив внести в дискуссию «немного позитива» отметил, что «кроме ЖКХ, в нашей стране уже не осталось отрасли с таким потенциалом повышения эффективности. По оценкам экспертов, это 40%».

По его мнению, предпосылки для улучшения ситуации с развитием сферы жилищно-коммунального хозяйства существуют. «В 2013 году должны быть  приняты все нормативные акты, утвержденные правительством РФ,  в коммуналке - это единые поставщики услуг, это один тариф. А квалифицированные частные операторы по предоставлению жилищно-коммунальных услуг сумеют модернизировать систему, - уверен эксперт. - Другой такой отрасли, где можно качественно, эффективно и долго работать на благо людей и страны - нет, и это ЖКХ».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram