Подготовка к выборам 8 сентября идет очень активно. В выборах глав регионов участвуют 26 партий! В ходе 8 губернаторских кампаний за первенство поборются 40 кандидатов. Практически во всех субъектах федерации парламентские партии выставили своих кандидатов. Непарламентские партии также активно работают на губернаторских выборах. Своих кандидатов выдвинули 22 партии, причем, «Патриоты России» поборются за кресла глав регионов в 4 округах, а РПР-Парнас, «Коммунисты России» и «Гражданская» сила примут участи в выборах глав регионов в трех субъектах федерации.
Выборы в региональные парламенты привлекли внимание почти всех партий, которые на сегодняшний день имеют право выдвигать своих кандидатов (из 54 партий лишь «Партия дела» не приняла участие в гонке). В 16 регионах, где выбирают законодательные собрания 42 партии подали документы на регистрацию 284 списков. Еще 11 партий выставили в этих регионах своих одномандатников.
Избиркомы всех уровней работают выше всяких похвал, отказы в регистрации единичны. Но, почему-то именно из этих отдельных случаев некоторые политические игроки пытаются выстроить аж целую систему, устроив истерику на пустом месте по поводу мнимых «репрессий». На слуху неудачи, преследующие «Гражданскую платформу» и РПР-Парнас.
Вот «страдания» РПР-Парнас. Партия получила отказ в заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного собрания Иркутской области, представив документы на кандидатов, число которых оказалось меньше, чем предусмотрено законом. А ведь всего-то нужно было внимательно читать нормы закона. Еще два примера ненадлежащего отношения к нормам закона и к избирательной практике. На выборах депутатов Рязанской городской думы юристы партии «Парнас» принесли пакет документов в избирком в самый последний день. Пакет оказался неполным, а времени переделать уже не было. На выборах губернатора Хабаровского края кандидат от РПР-Парнас Андрей Громов сдал 12 подписей от муниципальных депутатов. Проблема заключалась только в том, что необходимое число подписей для регистрации составляло 191 (в 16 раз больше).
При этом, со стороны Центризбиркома РФ РПР-Парнасу, равно как и другим «малым» партиям, оказывается порой содействие, которого трудно ожидать крупным политическим игрокам. Так, в Хакасии РПР-Парнас в очередной раз представила неполный комплект документов на своих кандидатов, после чего не была допущена местным избиркомом к избирательной гонке. Однако ЦИК России отменила это постановление хакасского избиркома и РПР смогла принять участие в выборах.
Недорабатывают и представители «Гражданской платформы». Кандидат от этой партии на выборах губернатора Владимирской области Александр Филиппов представил 11 подписей-двойников муниципальных депутатов в свою поддержку. Ранее эти депутаты уже отдали свои подписи за другие партии (в большей части — за КПРФ). В Забайкальском крае точно так же не смог собрать требуемого числа подписей в свою поддержку кандидат в губернаторы от партии Прохорова Алексей Кошелев. Из 346 подписей 13 вообще никакого отношения к муниципальным депутатам не имели, а еще 26 подписей были ранее сданы депутатами в пользу Василины Кулиевой (ЛДПР).
Наиболее показательной является ситуация в Ярославской области. Там после ареста мэра Ярославля Евгения Урлашова, обвиняемого в получении взяток, казалось, «Гражданская Платформа» откажется от участия в выборах в Областную думу. На какие средства вести кампанию было непонятно. Из партии побежали наиболее известные и сильные кандидаты (Фомичев, Канашкин и Лихачев). После того, как из гонки вышел муниципальный депутат Кузьмин, которого в регионе называют рекламным королем и главным спонсором Урлашова, стало понятно, что на ГП можно ставить крест. Всего из нее вышли 17 кандидатов, оставшиеся не представляли собой ничего серьезного.
Тем не менее, Михаил Прохоров настаивал на том, чтобы в Ярославле «Гражданская платформа» шла на выборы. Более того, он лично потребовал, чтобы первым номером в списке был арестованный мэр Урлашов. Это решение олигарха вызвало в регионе возмущение, а уж после того, как выяснилось, что экс-глава города обманул избирателей, передав в аренду «Ярославльводоканал» (напомню, что на выборы мэра он шел с лозунгом «Не отдам Водоканал»), личный рейтинг Урлашова покатился под откос вместе с перспективами «Гражданской Платформы». Наконец, из-под контроля ГП вышел «Городской телеканал», стали сносить и незаконные рекламные конструкции, на которых массово висела агитпродукция «платформцев» (и на что усиленно закрывал в свое время глаза Урлашов). Прохоров проигнорировал все эти очевидные сигналы.
Более того, он направил в регион нового «смотрящего» - технолога Александра Малвинского, что не могло не вызвать недовольство у команды «старых» технологов во главе с Константином Малышевым. Впрочем, слово «старые» мной были взяты в кавычки не зря — они находятся в регионе чуть больше квартала (в том числе и московский юрист Ольга Балабанова). Понятно, что при грызне в штабе двух столичных зубров, местные технологи и представители партии оказались отодвинуты на задний план. Вдобавок ярославцам еще и денег не платили. Местные работу саботировали и готовились «отомстить» столичным, которые за счет ярославцев занимались последовательным уничтожением партии Прохорова в Ярославской области.
Этот процесс выглядел следующим образом: московские технологи высасывали скандал из каждого чиха. Явившись 22 июля в избирком за несколько минут до закрытия, и услышав предложение прийти на следующий день, они стали митинговать. Когда нескольких представителей партии Прохорова забрали в полицию, партийцы тут же устроили медийную истерику по этому поводу. На следующий день они сдали документы вовремя, но, когда избирком отказал в регистрации финансового уполномоченного (той самой Натальи Семеновой) на основании того, что у нее в документах обнаружены нарушения, снова попытались поднять волну в СМИ.
Немаловажно, что очевидные нарушения, допущенные командой юристов ГП под руководством Балабановой, признавались всеми членами избиркома единогласно (а в него входят и представители оппозиционных партий). Также замечу, что прохоровская «платформа» выдвинула в качестве финуполномоченного всего одного человека, тогда как могла «подстраховаться»: у «Зеленых» на выборах в области таких финуполномоченных - четыре человека, а у КПРФ — трое.
Как бы там ни было, но 29 июля Наталья Семенова была зарегистрирована финуполномоченным «Гражданской платформы». Дальнейшие события напоминают цирк с конями. Сразу после регистрации (время было около полудня) прохоровцы заявляют, что Наталья Семенова похищена полицией. Однако тут же выяснилось, что Семенова и ее коллега Поваренков вызваны для опроса в Управление экономической безопасности УМВД по области в связи с тем, что возникли подозрения, что ООО «Горстройзаказчик», в котором Семенова работает заместителем директора, могло легализовывать средства советника мэра Алексея Лопатина, также арестованного по делу Урлашова. Через час Семенову и Поваренкова отпустили домой.
В это время в Избиркоме представитель «Гражданской Платформы» Михаил Писарец сдал полный комплект документов партии. Там был даже финансовый отчет. Не хватало лишь выписки с партийного счета, который как раз и должен был быть открыт Семеновой (для чего у нее было несколько часов). Все это время столичные технологи ГП выли и стонали о «похищенной» Семеновой, с которой не могут связаться. При этом, ни одного заявления в полицию по поводу пропажи человека так и не было подано. Более того, полицейские сами были вынуждены выяснять, где же находится Семенова, для чего позвонили ее матери, которая сообщила, что дочка отдыхает за городом, и с ней все нормально. В ООО «Горстройзаказчик» также сообщили, что Семенова с понедельника в отпуске, и у нее все хорошо.
Какой вывод можно сделать из всей этой дешевой комедии? Московские технологи последовательно вели дело к тому, чтобы их партия не была зарегистрирована. Для этого применялись все меры: документы в Ярославскую областную избирательную комиссию адресовали Ярославскому горизбиркому, устраивались многочисленные скандалы и провокации. Для гарантии провала был введен всего один финуполномоченный, который знал, что в понедельник ему придется ехать на опрос в полицию. После опроса этот уполномоченный со спокойной совестью отбыл в отпуск, а партия осталась без избирательного счета и без шанса на регистрацию. Уже 2 августа московские технологи «Гражданской платформы» могут спокойно паковать вещи и возвращаться в столицу. Задача по снятию своей партии с выборов ими выполнена успешно.
В ходе этих выборов к гонке допущены самые разные политические силы. И очень жаль, что некоторые игроки на электоральном поле не способны выполнять самые минимальные установленные законом требования. Также печально, что собственную политическую и организационную импотенцию эти игроки пытаются переложить на мнимые недостатки системы.
Павел Данилин – политолог