> Москалькова: природоохранное законодательство необходимо унифицировать - Аргументы Недели

//Политика

Москалькова: природоохранное законодательство необходимо унифицировать

14 августа 2010, 15:26 [«Аргументы Недели», Герман НАПОЛЬСКИЙ ]

Белорусское и российское природоохранное законодательство необходимо унифицировать, заявила Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Татьяна Москалькова в Санкт-Петербурге на научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства».
 Унификация законодательств в этой области явуляется наиболее тонким и уязвимым местом работы СНГ в целом и интеграционных образований на постсоветском пространстве в частности.

Главной целью данной унификации законодательств с учетом того, что без единых систем, без единых принципов отношения к собственности, отношения к гуманитарной и к иным сферам, интеграция на постсоветском пространстве будет весьма затруднена, является создание единого правового пространства (в масштабах всего СНГ- ред.). Хотя на практике получается, что правовые системы государств постсоветского пространства в последнее время всё больше и больше расходятся.

"С учетом всего выше изложенного, считаю, что в настоящее время настала необходимость проведения мониторинга ситуации в этой сфере, который, в свою очередь, поможет понять объективные и субъективные причины происходящего",- отметила Татьяна Москалькова.

Также, характеризуя современную ситуацию в выше упомянутой сфере, Татьяна Москалькова отметила, на пространстве СНГ в качестве главного интеграционного звена- создания единого правового пространства- избрано модельное законодательство. И наработано здесь ни много ни мало- более 200 модельных кодексов и законов. Это модельный Уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный, Таможенный, экологический кодекс, закон О милиции", закон «О государственной защите свидетелей потерпевших и других участников уголовного процесса», Водный кодекс, Модельный закон «О социальной хзащите граждан, подвергшихся воздействию радиции в  результате радиационных аварий», и ряд других документов. Однако, с учетом того, что в регламенте ни одного из парламентов нет обязательств по проведению экспертизы на предмет соответствия законопроектов Модельному законодательству СНГ и иных интеграционных образований на постсоветском пространстве, парламентариям государств-участников СНГ больше приходится ориентироваться на международные законодательные акты. Не в последнюю очередь данная ситуация касается и Союзного государства Беларуси и России.
 "Ведь в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Беларуси международные законы являются частью национальныого законодательства, в то время как Модельные законы СНГ и нормативные акты Парламентского собрания Союза Беларуси и России не являются частью национального законодательства и не ячвляются обязательным актом для имплементации в национальное законодательство",- отметила Татьяна Москалькова.
 И законодательные системы не то что государств, входивших когда-то в Советский Союз, но даже и Беларуси и России, которые, как известно, образуют Союзное государство расходятся, и расходятся с каждым годом всё больше. Касается данная ситуация и Уголовного, и Уголовно-процессуального кодексов, и множества других документов.
 Весьма остро расхождения, по мнению Татьяны Москальковой, ощущаются также в плане законодательства, связанного с социальными льготами и гарантиями для чернобыльцев.
 "Это- очень уязвимая тема, узкая, и мы видим, как всё больше и больше расходятся наши законодательства и насколько это становится сложным для интеграции наших государств",- отметила парламентарий.
 "И это- при том, что, согласно общепризнанной концепции, наши государства являются социальными и, стало быть, ответственными за грехи и ошибки, допущенные государственными органами, и за ущерб, нанесенный конкретной личности и конкретному сообществу. Так говорит и Конституция Российской Федерации, и Конституция Беларуси. А мы мы не учитываем документы, предоставляющие право на льготы и гарантии , выданные в одной стране, на территории другой страны. И это большой минус",- добавила она.
  Беларусь и Россия, по мнению Татьяны Москальковой, должны стремиться к тому, чтобы создать единую систему льгот и гарантий. Однако сегодня в основу классификации категорий граждан, имеющих право на социальный паект в связи с причиненным вредом в российском и белорусском законодательстве, положены разные критерии.
 Российское законодательствоп редусматривает около 25-ти категорий граждан, имеющих право на социальную защиту в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС- это граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиацией, это инвалиды вследствие чсернобыльской катастрофы, граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и так далее. В белорусском законодательстве данные категории унифицированы до двух крупных групп- это участники ликвидации последствий катастрофы и население, потерпевшее от катастрофы в Чернобыле, каждая из которых подразделяется на несколько мелких грапп. Имеются разные системы выплыт, индексаций, налогообложений, медицинского обеспечеения и детской профилактики.
 С целью исправления ситуации, по мнению Татьяны Москальковой, сегодня не мешало бы создать группу экспертов для выработки единого правового пространства.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте