Борис Листов — управленец нового формата

Все «Свое» ношу с собой: как Борис Листов уместил целый банк в гаджете

Листов Борис Павлович — главный идейный вдохновитель цифровой трансформации Россельхозбанка, которым он руководит с 2018 года. Именно Листов запустил процесс перевоплощения РСХБ в полноценный «банк в кармане», который будет доступен всем клиентам в любое время и в любом месте.

Сегодня пользователи цифровых сервисов РСХБ могут купить корову, подобрать недвижимость и оформить ее в ипотеку, подать заявку на кредит или взять технику в лизинг, не вставая с дивана. Все это — результаты работы большой команды под руководством Бориса Листова.

Листов и его стратегия «Больше, чем банк».

Председатель Правления РСХБ Борис Листов убежден — сила банка в его клиентах. На основе этого и строится работа мощной финансовой структуры.

За последние годы РСХБ вышел за рамки традиционного определения «аграрный банк». Он по-прежнему оказывает существенную поддержку сельскому хозяйству, инвестируя в создание и модернизацию предприятий, фермерских хозяйств, наукоемких производств, финансируя сезонные работы. За 20 лет существования РСХБ направил на эти цели свыше 10 триллионов рублей. При этом банк развивает клиентские сервисы, внедряет инновации и даже реализует образовательные программы всероссийского масштаба.

«РСХБ становится все более высокотехнологичной компанией, подстегивая развитие цифровых технологий в отрасли. Кризис 2020 года подтвердил верность решений по ускорению цифровой трансформации банка, которые мы приняли еще в 2019 году. Сейчас люди и социум тоже трансформируются. На этот раз в сторону развития удаленных форматов взаимодействия, новых поведенческих привычек. Дистанционное ведение бизнеса, онлайн-образование и телемедицина, цифровые сервисы для решения любого вопроса — это будущее стремительно наступает», — считает Листов.

 Глава Россельхозбанка убежден, что дальнейшее развитие банковского сектора без применения передовых технологий и масштабного внедрения цифровых сервисов невозможно. «Банк в кармане» — это та концепция, которая ложится в основу работы современных финансовых структур, подчеркивает Листов. РСХБ здесь на передовой: уже сейчас он предоставляет многие услуги в онлайн-формате, и они не ограничиваются стандартным набором банковских продуктов.

«На базе технологических платформ вокруг банковских продуктов будут объединяться услуги из разных сфер жизни. Классическое восприятие банка претерпит серьезные изменения. Создание дочерних организаций в области страховых, финансовых, инвестиционных услуг, а также запуск нефинансовых сервисов — так банки расширяют спектр своей деятельности, охватывая все сферы бизнеса и жизни. Похоже, на захват мира? Отчасти. Но только в интересах клиентов», — констатирует Борис Листов.

В новой Стратегии РСХБ изложены ключевые положения концепции «Больше, чем Банк» — выйти к 2025 году за границы оказания традиционных кредитных услуг и предложить уникальные нефинансовые механизмы комплексной поддержки агрокомплекса страны и сельских территорий. Листов подчеркивает: оставаясь опорным кредитно-финансовым институтом для АПК, банк будет помогать клиентам проактивно использовать новые возможности цифровых технологий и оптимально реагировать на внутренние и внешние вызовы.

Данные финансового отчета банка за первый квартал 2021 года говорят о результативности подхода, предложенного Борисом Листовым.

  • депозиты и остатки средств на счетах клиентов с января по март выросли более чем на 3% (93 миллиарда рублей в денежном выражении), превысив 2,95 триллиона;

  • средства юрлиц увеличились на 63,1 миллиарда до 1,583 триллиона рублей;

  • депозиты и остатки на счетах физических лиц выросли с начала года на 30,1 миллиарда рублей, достигнув 1,373 триллиона.

Россельхозбанк: ближе к людям и их потребностям.

Региональная сеть РСХБ охватывает уже 82 субъекта Федерации. Почти две трети отделений банка находятся в селах, деревнях и малых городах. К началу 2021 года услуги РСХБ были доступны 98% жителей сельских территорий, к концу года этот показатель вырастет до 100%. В числе клиентов Россельхозбанка свыше шести миллионов россиян, которые доверили банку в общей сложности более 1,3 триллиона рублей собственных средств.

Борис Листов подчеркивает, что РСХБ гордится своим статусом «банка регионов» и старается окружить клиентов комфортным сервисом. Для этого открываются дополнительные пункты обслуживания в формате удаленных рабочих мест, мобильные банковские офисы, включая сеть банкоматов и информационно-платежных терминалов. В ряде муниципалитетов работают свыше 1300 уполномоченных представителей РСХБ.

Благодаря такому сочетанию широкой географии физического присутствия и активного развития дистанционных каналов обслуживания получить доступ к продуктам и услугам РСХБ можно практически из любой точки страны, в том числе стать участником программы кредитования с господдержкой.

В 2019 году банк под руководством Бориса Листова разработал и запустил сервис под названием «Легкий фронт», который позволяет организовать «микроотделение» РСХБ и в магазине, и на предприятии (по сути, в любом удобном месте, где есть выход в интернет). Это особенно актуально для тех районов сельской местности, откуда до ближайшего офиса банка нужно проехать несколько сотен километров.

Технология уместила возможности целого банковского офиса в одном планшете.

Специалист не просто консультирует клиента, он может сразу же открыть счет или оформить банковскую карту, открыть доступ к системе дистанционного обслуживания РСХБ.

«Банк уделяет повышенное внимание предоставлению финансовых услуг людям, населяющим самые отдаленные районы страны. Там, где невозможно организовать работу полноценного банковского отделения, на помощь приходят новые технологии. Сервис «Легкий фронт» стирает границы предоставления финансовых услуг, позволяя проводить банковские операции там, где это удобно в первую очередь самим клиентам», — подчеркнула Первый зампредседателя Правления РСХБ Ирина Жачкина.

Жачкина Ирина Владимировна — Первый зампредседателя Правления РСХБ с 2018 года. Имеет два высших образования — лингвистическое и экономическое.

Работала в должности главы департамента страхования и корпоративных рисков административно-управленческого персонала компании «ВТБ Страхование» (заместитель гендиректора), возглавляла ЗАО СК «РСХБ-Страхование». В течение четырех лет была советником Председателя Правления Россельхозбанка.

В октябре 2014 года была назначена заместителем Председателя Правления РСХБ.

РСХБ помогает решить один из самых важных для многих жителей страны вопросов — жилищный. Банк реализует более десятка ипотечных программ, многие из них — по сниженной ставке. Так, например, молодые семьи из ДФО и участники программы «Дальневосточный гектар» могут взять займ на покупку жилья под 0,9%. Ипотека с господдержкой доступна по ставке 5,3%, а для семей с детьми процент снижен до 4,9.

Самым популярным предложением стала «сельская ипотека», которую РСХБ реализует в рамках госпрограммы комплексного развития сельских территорий (КРСТ). Займы на покупку жилья в небольших городах, селах и деревнях предоставляют 11 отечественных банков, однако большинство участников программы (92% рынка) решили довериться именно Россельхозбанку. В 2020 году он предоставил почти 80 миллиардов рублей более чем 41 тысяче семей.

Интересно, что почти в половине случаев (45%) кредиты по программе сельской ипотеки берут молодые люди, которым еще не исполнилось 35 лет. А в каждом третьем регионе большинство участников программы — это горожане, решившие переехать на село.

Листов отмечает, что такая тенденция отвечает одной из основных задач КРСТ.

Взять займ на покупку жилья в Россельхозбанке можно даже по двум документам, удостоверяющим личность. Соответствующая ипотечная программа позволяет оформить кредит сроком до 25 лет. Средства можно использовать как для покупки квартиры, в том числе на этапе строительства, так и дома с земельным участком. В августе 2021 года РСХБ объявил о снижении ставок по программе «Ипотека по двум документам» на 0,2-4,8 процентных пункта.

«Мы на постоянной основе адаптируем условия своих кредитных программ, стараясь отвечать запросам клиентов. Надеемся, что теперь решение жилищного вопроса станет еще удобнее и доступнее большему количеству россиян», — подчеркивает руководитель Блока развития розничного бизнеса и дистанционного обслуживания РСХБ Юлия Деменюк.

Деменюк Юлия Васильевна возглавляет Блок развития розничного бизнеса и дистанционного обслуживания Россельхозбанка с 2019 года. В течение 14 лет входила в топ-менеджмент ВТБ. Стаж работы в сфере финансов превышает 25 лет:

  • начинала в 1994 году с должности экономиста в «Инкомбанке»;

  • в 1999-м перешла в Банк ИБК на позицию главного специалиста в управлении по работе с драгметаллами;

  • с 2002 года работала в МДМ-банке, где руководила отделом управления кредитования физлиц и была замначальника управления учета по операциям блока «Розница» департамента розничного рынка;

  • в 2005-м стала главой управления пассивных и комиссионных операций ВТБ 24. Спустя три года была назначена вице-президентом, заместителем директора департамента розничного бизнеса.

В РСХБ пришла по приглашению руководства банка, когда Борис Листов объявил о старте цифровой трансформации. Ключевые задачи Деменюк — развитие трансакционного бизнеса, включая дистанционное банковское обслуживание в рознице, интернет-банк и мобильный банк, расширение их функционала и удобства.

 

Сделать «Свое»: цифровая революция Бориса Листова.

Эпоха цифровых перемен в РСХБ началась с приходом Бориса Листова на пост Председателя Правления. Чтобы запустить процесс масштабной трансформации банка, Листов собрал команду профессионалов экстра-класса. В их числе была и Елена Батурова, которая ранее стояла «у руля» крупных информационных программ Сбербанка. «Меня привлекли масштабные планы РСХБ и стремительная IT-эволюция банка», — пояснила Батурова.

Батурова Елена Анатольевна с 2019 года возглавляет Центр развития финансовых технологий РСХБ. Это подразделение разрабатывает и внедряет экосистемы для различных клиентских сегментов. У Батуровой три высших образования: два из них юридические (в 1997 году окончила Институт Экономики и Права, в 2007-м — МГЮА), в 2000 году получила диплом Государственного университета управления по направлению «Информационные системы в управлении». Имеет ученую степень кандидата юридических наук.

В Сбербанке Батурова руководила проектами по интеграции и централизации ключевых информационных систем. В ее послужном списке — руководство крупнейшей IT-программой под названием «Единая фронтальная система». Это кроссфункциональная платформа, инструменты которой обеспечивают бесшовный кроссканальный опыт для всех продуктов и сервисов. Численность команды программы превышает тысячу IT-специалистов из разных регионов России.

Банк начал внедрять новую архитектуру работы с большими объемами данных (CDP), которая позволяет в режиме реального времени отслеживать и предлагать клиентам не только услуги банка, но и партнерские продукты. По этому проекту РСХБ всего за шесть месяцев привлек более 30 отечественных стартапов.

Также в 2019 году Листов инициировал создание первой и пока единственной в своем роде интернет-платформы для агропромышленного комплекса, объединяющей уникальные сервисы для всех категорий клиентов. Спустя год «Свое. Фермерство» стало цифровым открытием для российских аграриев.

В период когда вести дела в привычном формате мешала пандемия, Россельхозбанк предложил сельхозпроизводителям набор онлайн-инструментов для развития бизнеса — это была идея Бориса Листова. Одна экосистема вместила в себе биржу труда, рынки техники, скота и удобрений, интернет-магазин, карту агротехнологий, бухгалтерию, банк, ветеринарную службу и многое другое.

«Свое. Фермерство» сегодня объединяет в едином цифровом пространстве такие сервисы, как:

  • маркетплейс фермерских товаров «Свое. Родное»;

  • площадку по поиску недвижимости и онлайн-оформлению ипотеки «Свое Жилье»;

  • платформу для обустройства комфортной жизни за городом «Свое Село»;

  • сервис для подбора агротуров «Свое. За городом».

К лету 2021 года возможностями экосистемы пользовались уже более 70 тысяч аграриев. К осени количество клиентов выросло до 130 тысяч, в 43 раза превысив стартовые показатели. Сегодня на цифровой платформе представлены уже свыше 500 тысяч товаров, количество поставщиков достигло 130 тысяч.

Листов подчеркивает: внедрение современных технологий и платформенных решений позволяет агробизнесу снижать затраты, повышать производительность и обеспечивать каналы сбыта. Жители сельских территорий, в свою очередь, получают более доступные социально-бытовые и финансовые услуги, растет качество и комфорт их жизни.

Сегодня пятую часть всех ипотечных кредитов в Россельхозбанке оформляют через платформу «Свое Жилье». Совокупная сумма сделок превысила 10 миллиардов рублей. В сервисе зарегистрировались уже свыше двух миллионов уникальных пользователей, количество посетителей перевалило за 4,5 миллиона человек.

Команда Бориса Листова планомерно работает над расширением функционала цифровой экосистемы «Свое. Фермерство». Так, летом 2021 года банк объявил о создании первой в стране Агровикипедии, где будут собраны научные знания и опыт всех представителей отечественного сельского хозяйства — от педагогов аграрных вузов до фермеров и владельцев подсобных хозяйств.

С апреля 2021-го у отечественных сельхозпроизводителей появилась возможность взять технику и оборудование в лизинг в онлайн-режиме на платформе «Свое. Фермерство». А в сентябре появился «магазин сельхозживотных на диване», где аграрии получают актуальную информацию о здоровье и родословной скотины из независимого источника и могут купить ее за пару кликов.

В августе 2021 года Листов определил стратегию развития цифровой экосистемы на ближайшие четыре года. Особое внимание в ней уделено подготовке квалифицированных кадров для агропрома. Готовится к запуску новый образовательный сервис «Обучение», ориентированный на подрастающее поколение. Старшеклассники смогут пройти профориентацию и увидеть свое возможное будущее в агросекторе на несколько лет вперед: понять, какие направления деятельности и профессии наиболее востребованы в АПК, что нужно знать и уметь, чтобы успешно работать в сельском хозяйстве, сколько баллов необходимо набрать для поступления в агровуз. Также на платформе будут доступны учебные курсы.

Борис Листов: руководитель, который не боится нового.

Листов не боится внедрять новшества в работу РСХБ. Под его руководством команда банка пополняется молодыми специалистами, чей свежий взгляд на процессы помогает улучшать работу всей структуры и развивать удобные сервисы для клиентов.

Листов запустил уникальную программу digital-стажировок для студентов технических вузов. Выпускники и старшекурсники становятся частью IT-команды РСХБ: работают над цифровыми проектами и продуктами под руководством опытных наставников банка, получают зарплату. А если хорошо себя зарекомендуют, то могут рассчитывать на место в штате.

РСХБ под руководством Бориса Листова ввел новое платежное средство — кольцо PayRing. Оно представляет собой платежную карту в форме кольца из циркониевой керамики, в которое вмонтирован чип-модуль, обеспечивающий проведение платежей по технологии NFC. Все, что нужно — поднести PayRing к терминалу.

Листов также поддержал запуск сервиса PayDay, разработанного Mail.ru Group. Теперь сотрудники компаний-клиентов банка могут управлять своей зарплатой. PayDay позволяет им отслеживать сумму заработанных к текущей дате денег и получать их тогда, когда они необходимы, а не считать дни до аванса. Учитывая, что в отечественном АПК заняты свыше четырех миллионов человек, сервис гибкого доступа к зарплате будет востребован.

Борис Листов отмечает: трансформируются не только клиентские сервисы, но и коллектив РСХБ. «Мы меняем климат в нашем коллективе, уходим от традиционной культуры, основанной на иерархии, к цифровой культуре. У нас фокус на делегировании, сотрудничестве и скорости принятия и реализации решений.

Руководители учатся больше доверять своим сотрудникам, активнее вовлекают их в процессы и решение задач банка, делегируют полномочия. А сотрудники становятся более ответственными. Наши работники направляют свои предложения по улучшению работы, внутренних процессов, продуктов РСХБ по Прямому каналу связи с Председателем Правления. Это не просто инструмент обратной связи, это удобный и востребованный формат участия каждого сотрудника в развитии банка. Поступает много полезных инициатив. Часть из них мы внедряем, а новаторов поощряем», — рассказывает Листов.

Листов Борис Павлович — действующий глава РСХБ. На посту Председателя Правления работает с июня 2018 года.

Первое высшее образование по направлению «Бухучет и аудит» получил в ФИНЭК — защитил диплом 1995-м. Спустя 16 лет окончил второй вуз, МГЮА, по специальности «Юриспруденция». В 2006 году Листов получил ученую степень кандидата экономических наук.

Трудовая биография Бориса Листова тесно связана с банкингом и агросферой. Листов осуществлял внутренний контроль в «Балтонэксим банке», «Транскредитбанке».

Борис Листов представлял Еврейскую АО в Совете Федерации (делегирован Законодательным Собранием субъекта). На посту сенатора работал в период с 2007 по 2009 год. Отвечал за вопросы совершенствования законодательства по ряду финансовых направлений.

С 2009-го Листов работает в РСХБ: в должности Первого заместителя Председателя Правления курировал вопросы, связанные с деятельностью кредитного комитета, комитета по управлению с рисками, также отвечал за качественное обеспечение финансирования сезонных сельскохозяйственных работ. Этот пост Листов Борис Павлович занимал в течение девяти лет — вплоть до назначения на должность главы банка.

Листов удостоен целого ряда отраслевых и региональных наград.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram