Денис Бурлаков, RBK money: “Мы вдохнули новую жизнь в известный бренд”

История деятельности российской компании RBK.money и личная история братьев Дениса и Кирилла Бурлаковых могли бы лечь в основу киноленты с захватывающим сюжетом. Или стать сюжетом интереснейшей книги. И, вероятно, однажды так и произойдет. Но уже сейчас можно предсказать «финальные титры». Зная энергию и деловую хватку этой команды, рискнем утверждать, что финал будет открытым: продолжение следует. Именно так: бренд развивается, и впереди у компании и у её руководителей немало новых вызовов и свершений. Поэтому сегодня стоит вспомнить, с чего начиналась история компании – и как она пишется сегодня.

История платежной системы RBK.money

Платежный сервис RUpay – именно под таким названием в 2002 году начал работать первый российский электронный кошелек. Деятельность оказалась более чем успешной, и не случайно в 2008 году последовал «поворот сюжета»: в результате сделки RUpay вошел в состав медиахолдинга РБК и продолжил развиваться в качестве встроенного приложения. Именно тогда и произошла смена названия – сервис получил вполне «напрашивающееся» название RBK Money. Всё логично: передовой цифровой продукт обрел имя, подчеркивающее устремленность в будущее под брендом одного из лидеров российского медиа рынка.  

Следующей «поворотной точкой» в истории становится 2014 год, когда братья-близнецы Бурлаковы приобрели своеобразный «контрольный пакет» из трех юрлиц, обеспечивающих операционную деятельность, а затем вошли в Совет директоров сервиса. И произошло это отнюдь не случайно.

Братья Бурлаковы: кто они

Высшее образование братья Бурлаковы получили в МГИМО. Московский государственный институт международных отношений известен не только в качестве кузницы кадров дипломатической элиты страны. Это еще и признанный «поставщик» кадров бизнес-элиты. Именно это направление и выбрали для себя оба брата.

В послужном списке Дениса Бурлакова – более чем десятилетний успешный опыт в компаниях KPMG и Deloitte, безупречная репутация которых на рынке аудита и консалтинга услуг общеизвестна. В 2007 году Денис Бурлаков стал основателем и начал работать в качестве управляющего директора инвестиционного фонда Front Line Capital. А это – более двадцати новых и успешно реализованных международных проектов в самых разнообразных сферах: энергетика, машиностроение, банковское дело, электронная коммерция и туризм.

«Резюме» Кирилла Бурлакова звучит не менее впечатляюще. Более чем 20 лет он успешно работал в различных финансовых компаниях, как российских, так и международных. «Газпром-медиа», ТНК-ВР, Sputnik Group, «Промсвязьбанк» - список убедительный. Отдельно стоит подчеркнуть, что именно Кирилл Бурлаков оказался тем человеком в совете директоров, при самом активном участии которого Промсвязьбанк существенно увеличил свою рыночную долю.

Как же соединились однажды две сюжетных линии: платежной системы RBK.money и братьев Бурлаковых?

Покупка RBK.money

В основе каждого бизнеса – идея, именно идеи являются своеобразным «топливом». Когда нет новых идей – «мотор» начинает работать с перебоями, а то и попросту «глохнет». В каком-то смысле это случилось и с RBK.money.

«Главный актив любой компании – совокупность бренда, технологий, клиентского портфеля и, конечно, команды. В конечном итоге бизнес – для человека, а не человек для бизнеса, - говорит Денис Бурлаков, - Но в какой-то момент  стало понятно, что от успешного платежного сервиса осталась лишь своеобразная оболочка. Цифровые технологии развиваются стремительно, и идеи, прогрессивные в прошлом году, в этом году становятся уже не столь актуальны, а в следующем и вовсе «выходят в тираж». Придать дополнительный импульс, вдохнуть новую жизнь в известный бренд – такой была наша цель».

Проблемы в RBK.money в 2014-2015 годах и их решение

Как и для многих других, 2014 год для российской системы платежей был особенно трудным. Резкое ослабление курса рубля в середине декабря привело к кризису невыплат. Пользователи, обслуживаемые  зарубежным оператором, имели рублевые кошельки, однако вывод средств проходил в «валютном исчислении». Требование клиентов трансформировать кошельки в валютные по «докризисному курсу» было очевидным, и убытки могли стать более чем значительными. Решение вопроса в каждом конкретном случае требовало крайне непростого диалога, чтобы избежать массового оттока клиентов.

Усугубил и без того тяжелое положение дел отъезд в США исполнявшего на тот момент обязанности CEO Андрея Морозова, который счел за лучшее переложить решение проблем на плечи рядовых сотрудников.

«Являясь акционерами, но юридически не имея операционных рычагов управления – в какой-то момент мы просто устали смотреть, как стремительно рушится некогда успешный бизнес. Ведь терялось самое главное – доверие со стороны клиентов, без которого все остальные усилия становятся фактически бессмысленны,  - рассказывает о том непростом периоде Денис Бурлаков, - Пришло время действовать решительно. Мы предложили Андрею продать его миноритарную долю».

В декабре следующего, 2015 года пост СЕО занял Денис Бурлаков. А спустя несколько месяцев Кирилл Бурлаков возглавил правление НКО «Электронный платежный сервис», который выступал оператором по электронным расчетам. Задача, которую поставили перед собой братья Бурлаковы, формулировалась понятно: в самое короткое время необходимо было разработать антикризисную «дорожную карту», остановить падение и определить надежный вектор развития.

RBK.money и реновация бизнеса

«Фактически весь 2016 год прошел в переговорах с иностранными клиентами. Шаг за шагом, от человека к человеку – но другого пути реструктурировать задолженность не существовало. Разумеется, потребовалось вложить и наши собственные средства, - вспоминает Денис Бурлаков, - И все-таки приятно осознавать, что выбранное направление оказалось верным, усилия не прошли впустую. К концу 2017 года все задолженности перед клиентами были погашены, фактически клиентская база была восстановлена на 70 процентов. Если вспомнить, с чего мы начинали – результат можно считать отличным».

 «Доверие – для нашей компании это главный капитал. А доверие невозможно без открытости, - рассуждает Денис Бурлаков, - Наша деятельность должна быть понятна всем, и регулятору, и простому человеку, совершающему платеж. Где есть открытость – попросту не остается места различным домыслам и слухам, которые раньше периодически возникали и существенно осложняли работу. Именно поэтому летом 2019 года мы сделали полностью открытой информацию о нашей платежной платформе».  Теперь любой человек на специальном ресурсе может видеть, как функционирует сервис. Для информирования клиентов и партнеров в оперативном режиме активно задействуются эффективные каналы коммуникации, не исключая соцсети.

Похоже, что выбранный братьями Бурлаковыми вектор развития оказался верным. Всё больше пользователей оценивают уровень обслуживания как «хороший» и «отличный». Сегодня среди тех, кто пользуется услугами RBK.money, самые известные компании – «Яндекс.Такси», Sony, Okko, Holiday Inn, «КредитЕвропаБанк». Еще один показатель стабильного роста – регулярное участие ведущих сотрудников и специалистов в публичных дискуссиях на профильных площадках, где они охотно делятся опытом работы. Как маркер постоянной ориентированности на безопасность и защиту данных – сотрудничество с международной платформой HackerOne и продвижение программы Bug Bounty.

Новые разработки и достижения

«Консолидация – вот на сегодня основное направление развития платежного бизнеса, - рассказывает Денис Бурлаков, - ИТ-корпорации и крупные банки реализуют проекты по масштабной цифровизации, возникают продуктовые экосистемы».

Сегодня в России наблюдаются две тенденции, в каком-то смысле противоположных: развитие госкапитализма в финансово-технологической области и попытка «отделиться» от глобального платежного рынка, с одновременным давлением на международные системы. В таких условиях пространства маневра для новых игроков становится заметно меньше. Небольшие участники переходят на низкозатратные нишевые бизнес-модели или становятся частью крупных игроков, а некоторые будут вынуждены покинуть рынок.

Но братья Бурлаковы готовы принять этот вызов. Денис Бурлаков определяет актуальный вектор развития компании как MoneyTech, - микс денег и технологий, последние 20 лет финансовый рынок движется именно в этом направлении.

«Мы знаем, как оцифровать любой бизнес, даже самый архаичный. Мы видим, как трансформируется банковский рынок, рынок электронной коммерции, как они прорастают друг в друга, и делаем ставку на технологии, увеличиваем наши вложения в технологические скиллы, в IT-экспертизу». Можно сказать, что RBK.money становится цифровым партнером бизнеса, а не просто платежным сервисом, одним из многих.

В 2021 году компания намерена совершенствоваться в В2В направлении, в планах создание передовых цифровых решений для участников интернет-экономики. Свежая разработка компании — процессинг на базе открытого ПО, распространяемый по модели Open Source Software, причем бесплатно, вместе с исходными кодами. С помощью этой платежной системы можно управлять любыми транзакциями онлайн, и даже небольшой бизнес может доработать платформу под себя, быстро развернуть платежную инфраструктуру и начать принимать платежи - без особых вложений. «Конкуренция увеличивается, - считает Бурлаков - и мы знаем, как помочь компаниям добиться устойчивого преимущества за счет цифровизации».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram