Материалы для судостроения скоростных судов и судов на воздушной подушке
В судостроении скоростных судов и судов на воздушной подушке, очень важно, чтобы применяемые материалы были легкими. В тоже время морская вода и высокие нагрузки предъявляют жесткие требования к деталям и обшивке судов. Широкое применение в судостроении, благодаря своим уникальным свойствам, получили алюминиевые сплавы.
Для строительства судов применяется разнообразный прокат. Листы изготавливаются из алюминия различных марок: АД0, АД1, АМЦ, АМГ2, АМГ3, АМГ5, АМГ6, АМГ6Б, Д16, Д16Т, В95, 1561, 5083
Самые популярные марки. Морской алюминий.
Часто алюминиево-магниевые сплавы и их аналоги, называются корабельным или судовым морским алюминием.
Листы 1561, является самым распространенным прокатом в российском судостроении, в том числе для изготовления деталей скоростных морских судов на подводных крыльях и воздушной подушке. Этот сплав отличается высокой стойкостью к коррозии и подходит для работы в морской воде. Его применяют в своей работе практически все верфи страны из-за прекрасных механических свойств и высокой прочности.
В европейском судостроении чаще всего используют другой сплав – это листы 5083. Прочность на растяжение сплава (состояние Н32 или Н321) находится в диапазоне от 305 до 380 Мпа. Предел текучести более 220МПа. Подводные части судов, как правило, изготавливают только из него.
Вышеописанные сплавы применяются для морской и малосоленой воды. Для речных судов, и пресной воды вполне достаточно сплава АМг3.
Алюминиевый прокат применяется в судостроении и по причине легкости обработки. Он хорошо сваривается и поддается гибке. Гибка возможна под разными углами, что важно при обшивке каркасов сложной формы.
Рифленые алюминиевые листы.
Помимо гладких листов, в судостроении применяется и рифленый прокат, например рифленый квинтет. Он применяется для того, чтобы увеличить прочность материала, снизив его толщину. Рифление, в этом случае, играет роль ребер жесткости. Так же рифленые листы нужны для улучшения сцепления с поверхностью. Такие свойства могут пригодиться, например, в грузовых трюмах судов, для лучшей фиксации грузов или при обшивке палуб, обеспечивая сцепление обуви или покрышек с поверхностью.
На поверхности листа присутствует выпуклое изображение. Выступы этого рифления называются – рифли. Прокат бывает трех типов:
-даймонд (алмаз)
-дуэт
-квинтет.
Рифленый квинтет имеет на своей поверхности блоки из пяти рифлей, дуэт – из двух рифлей, даймонд – из одной.
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram