Способы производства ковров

В изготовлении ковров их насчитывают три: ручной, машинный, мануфактурный. И если раньше основным способом был ручной, то теперь – машинный. В Европе выпускают только машинные ковры, а настоящие восточные ковры ткут ручным способом. Небезынтересно узнать, что шерстяной ковер, изготовленный машинным способом в Европе, прослужит в лучшем случае 50-100 лет, в то время как ручного изготовления персидский – минимум 150 лет.

Отличия ручной работы от машинной очень простые. При ручном способе нитки закрепляются на обратной стороне узелками, при машинном – узелков на обратной стороне нет, концы ниток приклеиваются. Ковер, выполненный руками мастера, имеет одинаковый рисунок с обеих сторон, одинаковый цвет и яркость, и настолько плотно расположенные нити с узелками, что основа практически не просматривается. Бахромой в них являются нити основы, в машинных коврах бахрома пришивается.

Конечно же, и сейчас настоящие восточные ковры – это также произведения высокого ткачества. Но в них обязательно присутствует элемент несовершенства, дефект. На Востоке считается, что совершенство доступно только Аллаху, и если мастер создаст идеальное творение, то он оскорбит Всевышнего. Вот почему всегда можно найти на мусульманском ковре маленький изъян: возможно, это будет цветок, отличающийся в чем-то от остальных цветов, либо это  асимметричность рисунка. Во всяком случае, это верный признак ручной работы.

Вручную производятся не только традиционные ковры с традиционными орнаментами. Современные видные деятели фэш-индустрии также пользуются ручным способом изготовления дизайнерских ковров: от Вивьен Вествуд – эпатажные, от Пола Смита – яркие геометричные, от Дианы фон Фюрстенберг – ковры со «звериными» вариациями. Изготовление ковров мастерами Непала по абстрактным картинам канадской художницы Зои Лондайк – удачное совмещение ручной работы и авангарда, ковры получили признание как лучшие на одной из специализированных выставок.

Дизайнерские ковры создаются различными методами, одним из наиболее распространенных считается  тафтинг: изначально первичная основа прошивается ворсом, затем с обратной стороны проклеивают латексом, а затем приклеивают вторичную основу. Тафтинг дает множество возможностей: делать вставки из различных материалов, разнообразить цвет и т.д. В итоге изделие получается более дешевым. Например, подобный ковер от Missoni значительно дешевле ковра ручной работы от Пола Смита под брендом The Rug Compani.
 
Сочетая ручное и тафтинговое производства, создают скульптурные ковры. С помощью не машины, а специального пистолета нить вручную закрепляют на основе. Кроме украшения различными вставками поверхность ковра можно делать  рельефной, меланжируя или выстригая ее, создавая таким образом объемные рисунки.

В ручных коврах используются только натуральные материалы: шерсть, шелк, лен, кашемир. В скульптурных – синтетические. Поэтому ковры ручного производства намного дороже машинных. Один ковер десяток мастеров могут ткать 2-3 месяца, в то время как один станок автоматизированный за сутки производит 2-2,5 тыс. кв. м ковровых изделий.

Нет ничего удивительного в том, что стоимость ручных изделий достигает астрономических цифр. И если это дизайнерские ковры или  антикварные, то к стоимости прибавляется еще плата за имя. Так произошло в 2008 году в Нью-Йорке на аукционе Christie`s, там продали персидский ковер начала VII века размером 170х230 см за 4, 45 млн. долларов.

Но самый дорогой ковер изготовили мастера XIX века. Ковер предназначался в дар гробнице пророка Мухаммеда в Медине. Шелковое полотно размером 173х264 см украсили различными драгоценными камнями таким образом, что на каждый квадратный дециметр приходится около 5000 жемчужин и бусин. Ковер прозвали «жемчужным». За время долгой работы даритель скончался, а ковер еще 200 лет находился в семье, пока его не купил неизвестный в 2009 году за 5,458 млн. долларов на аукционе Sothby`s.

Материалы
Основная часть ковров ручной работы производится из овечьей шерсти, потому что работать с ней проще в отличие от козьей и верблюжьей, поскольку они труднее поддаются окраске. Самые дорогие персидские ковры ткут из шерсти баранов.
Шерстяные ковры обладают массой достоинств: устойчивы к истиранию, высокая звуко- и теплоизоляция, теплые. Недостатки – сложно чистить, могут быть причиной аллергии.
Синтетические ковры производят из синтетических материалов: акрила, полиэстера, нейлона. Бывают различными по размеру, расцветке. Достоинства – легкие, прочные, легко чистятся.
Частично синтетические ковры имеют в составе шерсть с 25-50% добавлением синтетики. Часто синтетику добавляют для повышения износостойкости изделия.
Промежуточное положение между натуральными и синтетическими коврами занимают ковры из вискозы. Из целлюлозы, натурального материала, производится вискозное полотно, напоминающее шелк.  Ковры из него имитируют дорогие шелковые изделия, но стоят значительно дешевле.

Техники изготовления
Ковры бывают плетеные и тканые. У тканых ковров ворс вплетается в основу, ковер получается цельным. Чтобы уменьшить расход нити, ворс распушают, изделие получается дешевым.  У высококачественных ковров обрабатывают нити дополнительно для снижения электростатического эффекта, устойчивости цвета, понижения антиаллергенных свойств. К тканым коврам относят паласы, килимы, сумахи и другие тканые ковры, их называют безворсовыми, они несложны в исполнении и дешевы.

Плетеные ковры обычно имеют ворс. От высоты ворса зависит мягкость ковра, сложность ухода. Стоимость ковра определяется сложностью рисунка, ворсистостью. Ковры с различной высотой ворса можно использовать в различных помещениях: с коротким ворсом (0-15 мм) – в коридорах и прихожей, средним (5-15 мм) – в столовой, высоким (более 15мм) – в спальне.

В зависимости от уровня петель ворсовые ковры бывают одноуровневыми и многоуровневыми. Многоуровневое расположение петель создает рельефный рисунок, это повышает ценность ковра.
О качестве ворсового ковра судят по плотности. В коврах ручной работы она составляет до 900 узлов на кв. см. Прочность нити также влияет на стоимость изделия. Изделия из полипропиленовой нити BCF плотностью 150 тысяч ворсовых точек на 1 кв. м с высотой ворса 6-7 мм считаются самыми недорогими, они легко электризуются, плохо чистятся, их хватает всего на  1-3 года.
Войлочные (валяные) ковры производят по совершенно другой технологии. Это совершенно не ковры в истинном смысле, но они служат как утепляющее покрытие для пола, они сейчас тоже популярны, как популярны ковры, сшитые из шкур лисы, козы, овцы.

Производство ковров развито во многих странах. Настоящие мастера и качественные ковры есть везде. Существуют и подделки, которые можно купить под видом персидского или бельгийского ковра. И у нас, и за границей ковры изготавливают либо на бельгийском, либо на немецком оборудовании, но наши шерстяные ковры машинного производства будут дешевле зарубежных аналогов на 30-50%.

Ковры из Ирана, Индии, Непала, то есть из стран древнего ручного коврового ткачества, считаются самыми дорогими. В России также появились свои мастера и художники, создающие настоящие ковровые шедевры своими силами, без привлечения ткачей Непала. Иными словами, в России появилась своя молодая коверная культура.

На правах рекламы

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram