На горизонте демографического будущего России сгущаются тучи. Наиболее вероятный прогноз Росстата рисует картину неумолимого сокращения населения: к 2035 году мы можем потерять миллионы, опустившись до отметки в 141,3 млн человек, а к 2045-му — и вовсе до 139 млн. Тяжелым бременем на плечи работающих ляжет коэффициент демографической нагрузки пожилыми, который, как призрак прошлого, к 2045 году взметнется до 51,2% — уровня рокового 2018 года, когда пенсионный возраст был безжалостно повышен. Неужели, по злой иронии судьбы, нас ждет повторение этого сценария, возможно, даже раньше 2045 года? Но на этот раз, возможно, удар придется не по пенсионному возрасту, а по самим пенсиям.
Расчеты ученых из Лаборатории исследований базового пенсионного дохода Института экономики РАН предвещают неуклонный рост нагрузки на бюджет в части финансирования пенсий. Существующая страховая модель, словно ветхий корабль, медленно, но верно, идет ко дну, уступая место концепции базового пенсионного дохода — фиксированной выплате, не зависящей от трудового стажа и страховых взносов. Изменение хрупкого баланса между трудящимися и пожилыми людьми в России неумолимо подталкивает к необходимости новой, возможно, болезненной реформы пенсионной системы.
Сегодня львиная доля пенсионных выплат формируется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых работодателями в Социальный фонд. Лишь малая толика поступает из федерального бюджета. Но чаша весов может перевесить. Рост демографической нагрузки, тающее население, растущие зарплаты и увеличивающийся разрыв между доходами работающих и пенсионеров — все эти факторы заставят пенсионную систему просить все больше и больше бюджетных вливаний. Но население — не бездонная бочка, и уж точно не банки, которые так щедро дотируются государством. В сложившейся ситуации эксперты допускают частичный отказ от нынешней страховой модели. Часть пенсии рискует превратиться в базовый доход, оторванный от стажа и суммы страховых взносов, словно лист, сорванный с дерева, и пущенный на волю ветров перемен.
А может и к лучшему? Идея базового пенсионного дохода, как бы ни казалась она сейчас радикальной, постепенно набирает вес в экспертном сообществе. Сторонники этой концепции утверждают, что она позволит гарантировать минимальный уровень жизни для всех пожилых граждан, независимо от их трудовой биографии. Вот только смущает словосочетание «минимальный уровень жизни»...
В условиях нестабильной экономики и роста неформальной занятости это может стать единственным способом избежать массовой бедности среди пенсионеров. Однако, противники опасаются, что отказ от страхового принципа подорвет мотивацию к труду и уплате взносов, а также создаст непосильную нагрузку на бюджет.
Но если взять за основу введение базового пенсионного дохода (введут его или нет — ещё вопрос, гораздо проще снова поднять планку возраста выхода на пенсию), то и здесь всё непросто. Переход к базовому пенсионному доходу потребует серьезной перестройки всей системы социального обеспечения. Необходимо будет разработать новые механизмы финансирования, а также определить размер базовой выплаты, который должен быть достаточным для достойной жизни, но при этом не разорить казну. Кроме того, важно будет предусмотреть меры, которые позволят сохранить стимулы к накоплению дополнительных пенсионных сбережений.
К тому же, подобная трансформация, безусловно, вызовет волну общественной дискуссии и потребует широкого обсуждения с участием экспертов, представителей власти и гражданского общества. Важно, чтобы реформа была проведена с учетом интересов всех поколений и не привела к ущемлению прав пенсионеров. В противном случае, социальная напряженность может достичь критической отметки. Однако, как у нас учитывается мнение простого народа, увы, мы все давно знаем...
Сможем ли мы найти баланс между социальной справедливостью и финансовой устойчивостью? От ответа на этот вопрос зависит не только благополучие пожилых граждан, но и будущее всей страны.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

