Аргументы Недели → Мнение 13+

Развяжется ли сирийский узел или снова хаос и насилие?

, 08:51

Развяжется ли сирийский узел или снова хаос и насилие?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода. Да и будет ли вообще создано новое сирийское государство? Пока можно лишь констатировать, что режим Башара Асада рухнул практически без сопротивления. Армия и другие силовые структуры не стали его защищать. Иностранные союзники (Тегеран и его шиитские прокси-силы) также на этот раз проявили пассивность в поддержке правительства Асада. Власть с относительно небольшими людскими потерями перешла к лидерам радикальных исламистских группировок и вооруженной оппозиции.

Лидер антиправительственной коалиции и исламистской группировки «Гейят тахрир аш-Шам» (признана террористической и запрещена в РФ) Абу Мухаммад аль-Джулани (настоящее имя — Ахмед Хусейн аш-Шараа) поручил Мухаммеду аль-Баширу возглавить Временное правительство Сирии на переходный период до 1 марта 2025 года. До этого назначения аль-Башир возглавлял «Правительство спасения Сирии» — оппозиционную структуру, осуществлявшую управление на занятых боевиками территориях в провинциях Идлиб и Алеппо.

Новому правительству Сирии предстоит решать беспрецедентные по своим масштабам задачи. Жилой фонд, промышленность, сельское хозяйство, системы жизнеобеспечения и инфраструктура страны разрушены, налицо острая нехватка финансов, продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости, ГСМ и т.п. Армия и силовые структуры прежнего режима распущены, процесс создания новых займет достаточно долгое время. Страна оказалась на грани гуманитарной катастрофы, без оказания срочной внешней помощи стабилизировать кризисную ситуацию в Сирии вряд ли удастся.

В этой связи на первый план выходит готовность новых сирийских властей как можно скорее создать дееспособные органы власти, хоть как-то легализоваться на международной арене и заручиться поддержкой как можно большего числа заинтересованных в стабилизации ситуации в стране государств.

Безусловно, Турция, как главный спонсор сирийской оппозиции и радикальных исламистов, по мере своих сил и возможностей продолжит оказывать им помощь, однако финансово-экономические ресурсы Анкары весьма ограничены. Одно дело спонсировать свои прокси-силы в сирийской провинции Идлиб и в прилегающих к ней районах провинции Алеппо, другое - завоеванную боевиками большую часть территории Сирийской Арабской Республики.

Для новых властей будет жизненно важным заручиться поддержкой монархий Персидского залива и, в целом, Лиги арабских государств. Главным препятствием асадовской Сирии в налаживании отношений со своими арабскими братьями был военно-политический союз Дамаска с Тегераном. Сейчас этого союза нет, больше того, новые сирийские власти враждебно настроены по отношению к иранскому руководству, поэтому ничего не мешает ОАЭ, Катару, Саудовской Аравии, Бахрейну, Кувейту, Оману, другим арабским странам оказать гуманитарную помощь сирийцам и инвестировать в восстановление страны.

Очевидно, что временное правительство под руководством аль-Башира попробует обратиться также за помощью к ООН, другим международным организациям, странам ЕС, Китаю, Индии. Одной из приоритетных задач для Дамаска станет отмена ограничительных финансово-экономических санкций против Сирии и исключение из списка террористических организаций «Гейят тахрир аш-Шам» и ее лидеров. Не исключены неофициальные контакты Дамаска с представителями администрации США.

Не менее сложные проблемы придется решать новым властям и внутри страны. Безусловно, в отличие от проигравшего Асада, который опирался на алавито-шиитское меньшинство САР (до 15 % населения), победители пользуются поддержкой арабо-суннитского большинства страны (до 70 %). Это предопределяет их большую военно-политическую прочность и устойчивость.

Однако, в рядах победителей оказались десятки разношерстных по своим взглядам организаций и группировок. Некоторые из них сотрудничали с «Братьями-мусульманами», «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (все организации запрещены в РФ), другие относятся к числу умеренных исламистов, третьи – придерживаются светских взглядов на развитие общества, среди которых десятки тысяч бывших военнослужащих и представителей силовых структур. Среди лидеров оппозиции есть и бывшие члены правительства, интеллигенты, проживавшие несколько лет в эмиграции.

Лидерам антиасадовской коалиции будет непросто с учетом интересов всех политических сил и этноконфессиональных общин сформировать временное правительство, создать эффективные региональные и муниципальные органы власти, особенно в провинциях Тартус и Латакия, где проживают компактно соплеменники семейства асадов - арабы-алавиты.

Пока также трудно сказать, как новые власти собираются решать проблему автономного района «Рожава» на северо-востоке страны, который находится под управлением курдов и арабских племен Заевфратья. Смогут ли центральные власти мирным путем привлечь неподконтрольных Асаду граждан Сирии к сотрудничеству в будущем государстве или попытаются военной силой подчинить их Дамаску? Будет ли предусмотрен в новой конституции страны статус автономий или субъектов федерации для национальных или конфессиональных меньшинств или Сирия останется унитарным государством?

В отличие от разложившейся армии Асада Сирийские демократические силы (СДС) представляют собой хорошо сплоченный интернациональный альянс под эгидой курдов, которые приобрели большой опыт в борьбе с боевиками «Исламского государства» (запрещено в РФ) и турецкими прокси-силами. СДС поддерживают около 900 военнослужащих сил специального назначения и армейской авиации США. Вашингтон считает достаточным этот небольшой контингент войск, поскольку располагает готовыми прийти на помощь СДС в случае необходимости многочисленными базами в регионе и авианосными ударными группами в Персидском заливе и Средиземном море.

Многие эксперты и политики задаются вопросом о судьбе российской военной базы ВКС «Хмеймим» и пункта базирования ВМФ «Тартус». Пока их безопасности, как и посольству РФ, ничего не угрожает. Но вопрос о целесообразности дальнейшего нахождения этих объектов в САР, предстоит решать новому правительству с учетом национальных интересов сирийского государства. В любом случае, есть уверенность в гуманном подходе к судьбе баз РФ в Сирии и, если будет принято решение о расторжении соответствующего соглашения, то российские военнослужащие, военная техника и имущество будут цивилизованно эвакуированы из этой страны.

Не менее важным станет и подход новых сирийских властей к отношениям с США и Израилем. Камнем преткновения в первом случае станет упомянутый выше немногочисленный военный контингент ВС США на северо-востоке Сирии, который формально находится там под предлогом борьбы с «Исламским государством», а на деле поддерживает курдский автономный регион и арабов Заевфратья. Наличие в этом районе нефтегазовых месторождений и развитых сельскохозяйственных угодий, скорее всего, станет причиной конфликтной ситуации между региональными и центральными властями. Дамаск будет заинтересован в выводе войск США из этого района и взятию под свой контроль всего северо-востока страны. Турецкие власти тоже заинтересованы в выводе войск США из Сирии, чтобы своими прокси-силами захватить как можно больше районов компактного проживания курдов.

Вряд ли новые власти в Дамаске будут нейтральны по отношению к Израилю, хотя ракетно-бомбовые удары ВВС этой страны по позициям, складам и транспортам с оружием КСИР Ирана и ливанской «Хизбаллы» во многом способствовали победе антиправительственной коалиции в САР. Сирия никогда не смирится с оккупацией израильтянами Голанских высот. Ведь не случайно новый сирийский лидер взял себе псевдоним «аль-Джулани», что означает Голанский или выходец с Голан. Якобы его семья действительно проживала на Голанских высотах до их аннексии Израилем. На антиизраильские настроения Дамаска будет во многом оказывать влияние и близость новых властей с Анкарой, где сейчас развернута антиизраильская кампания в связи с событиями в секторе Газа.

В целом, развязывать сирийский узел оказалось весьма не просто. Слишком много проблем оставил после себя ушедший в историю баасистский режим. Страна во многом разрушена и понесла человеческие потери, сравнимые с потерями ряда стран-участниц Второй мировой войны. И все же, есть надежда, что сирийцы в этот трудный для них судьбоносный период смогут сплотиться, достичь компромисса интересов всех групп населения и создать новое демократическое государство.

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram