Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох. Наиболее крупным успехом наступавших стало взятие стратегически важного города-миллионника Алеппо и установление контроля над автострадой № 5, которая соединяет северные и центральные районы страны. Боевикам также удалось захватить значительное количество бронетехники и тяжелых вооружений.
Несмотря на то, что Анкара в своих официальных заявлениях старается дистанцироваться от происходящих после 27 ноября 2024 года в Сирии событий, отрицать роль Турции и ее вооруженных сил в этом наступлении было бы нонсенсом. Общеизвестно, что после достигнутого в марте 2020 года при посредничестве Турции и РФ соглашения о перемирии сторон турецкие власти не только контролировали анклав антиправительственных сил в провинциях Идлиб и Алеппо, оккупировали курдский административный район Африн, но и создали новые органы региональной и муниципальной власти, полицию, спецслужбы, вооружали отряды исламистов и оппозиционеров, занимались их боевой подготовкой. Попросту говоря, силовые структуры подконтрольных Анкаре сирийских территорий стали ее прокси-силами в противостоянии с правительством Башара Асада.
Естественно, что значительное расширение протурецкого анклава в Сирии стало как бы реваншем за отступление отрядов исламистов и сирийской оппозиции в феврале-марте 2020 года. Очевидно, Эрдоган и его окружение воспользовались ослаблением наиболее боеспособных формирований проасадовских сил в лице ливанской «Хезболлы», которая понесла существенные потери в ходе боев в Ливане и от ударов ВВС Израиля в Сирии. Сирийская армия после 13 лет гражданской войны явно не в состоянии самостоятельно противостоять наступающим антиправительственным группировкам. Рассчитывать на помощь наспех сколоченного Ираном разношерстного шиитского войска из числа наемников - афганцев, пакистанцев, иракцев, йеменцев пока не приходится.
В то же время, у противников Асада не оказалось решительного перевеса в военной силе, чтобы продолжить наступление и привести к власти в Дамаске представителей арабо-суннитского большинства страны (до 70 % населения). Скорее всего, турецким прокси-силам удастся решить лишь ограниченные задачи и довольствоваться расширением своего анклава. Но в Анкаре полагают, что с этих позиций будет гораздо легче оказывать давление на Дамаск и принуждать его к достижению мира в Сирии на выгодных Турции условиях. Эрдоган продолжает настаивать на реализации достигнутых в Астане и Женеве договоренностях представителей Асада и оппозиции по принятию новой конституции страны и проведению внеочередных парламентских и президентских выборов. В Анкаре уверены, что любые выборы с участием миллионов беженцев, перемещенных лиц и сирийских граждан, проживающих на неподконтрольных Асаду территориях (около 15 млн человек), приведут к смене правящего в Сирии режима демократическим путем.
Усиление антиправительственных сил в Сирии отвечает и интересам Израиля, который с опасением относится к превращению Дамаска в плацдарм Тегерана со всеми вытекающими для себя негативными последствиями. В некоторой степени ракетно-бомбовые удары ВВС Израиля по позициям, складам и транспортам с оружием «Хезболлы» и КСИР Ирана помогли успеху наступления турецких прокси-сил. Но не менее, опасным для себя Тель-Авив считает и захват власти в Сирии радикальными исламистами. Правительству Нетаньяху выгоднее ослабление всех сторон конфликта в САР, как протурецких, так и проиранских.
Вспышка насилия на северо-западе Сирии с усилением позиций Турции в ущерб Ирану и его прокси-силам отвечает и интересам Вашингтона, который не собирается отказываться от поддержки курдских ополченцев и отрядов арабских племен Заевфратья. Более того, воспользовавшись моментом, ВС США нанесли удары по районам дислокации проиранских группировок на границе Сирии с Ираком.
Таким образом, вряд ли очередное вооруженное столкновение противоборствующих сторон в Сирии приведет к какому-то существенному изменению в кризисной ситуации в этой стране. Скорее всего, САР останется разделенной на три анклава: проиранский, протурецкий и курдско-арабский (проамериканский). Если главным бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии можно считать Эрдогана с его окружением, то жертвой этих событий и в целом кризисной ситуации стал народ этой многострадальной страны. Уже погибло около миллиона сирийцев, несколько миллионов стали инвалидами, 7-8 млн проживают свыше 10 лет в палаточных лагерях в соседних странах в статусе беженцев, около 4 млн перемещенных лиц, свыше 8 млн граждан проживает на неподконтрольных Дамаску территориях. Даже те, кто остался под Асадом страдают от нехватки продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости, жилья, больниц, школ и т.п. Свой негативный отпечаток на уровень их жизни накладывают ограничительные санкции западных стран. Если это не гуманитарная катастрофа, то что тогда можно считать гуманитарной катастрофой на нашей планете? Очевидно, что выходом из сложившейся тупиковой ситуации в Сирии мог бы стать вывод всех иностранных войск с ее территории и проведение миротворческой или гуманитарной операции под эгидой Совета Безопасности ООН.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции