Наука и религия в медицине
Наука – мнимое знание абсолютной истины. Л. Н. Толстой
8 ноября 2024, 17:24 [«Аргументы Недели», Владимир Максимук - кандидат медицинских наук, доцент ]
Окружающий нас Мир влияет на нас уже при зачатии. Ощущаем его воздействие и даже неосознанно реагируем в утробе матери. Осознаём, пытаемся познать и понять его уже после рождения. Постепенно, взрослея, мы пытаемся и сами регулировать свои ощущения, потребности, воздействовать на внешние условия и даже изменять их по своему разумению. Каждый из нас является «первооткрывателем» окружающего Мира. Человек и все живые существа, растения являются гармонизированными живыми и едиными биологически природными организмами, поэтому можно признать живым весь окружающий нас Мир. Вернадский В. И. ввел объединяющее животный и растительный мир понятие: биосфера. А учитывая уникальность человеческого сознания и самоосознания, реальность и действенность человеческой мысли (ratio), управляющей эмоциями, как объекта исследований, выделил ноосферу.
Большинство современных исследователей только приходит к выводу, что весь существующий мир, Вселенная, целесообразен, а значит управляем и в нём нет пустоты и хаоса. Но уже Гераклит (540-475 гг до н.э.) из Персии привёз диалектическое миропонимание. Эмпедокл (494-434 гг до н.э.) говорил о раздельном происхождении флоры и фауны. Теофраст (371-286 гг до н.э.) описывал химический состав растений.
Пифагор (560-480 гг до н.э.), прожив в Египте более 20 лет говорил о смерти: “Тело своё как покинешь - в эфир воспаришь ты свободный и будешь бессмертен, как Бог, уж смерти и тлению чуждый”. Действительно, пора уже вспомнить, что еще многие тысячелетия назад, признавая Природу живым организмом, созданном наравне с животным миром и человеком, древние люди осознавали важность понимания «добра» и «зла» в жизни человека и болезни (духовные, душевные и телесные) лечили комплексно.
Со времён седой древности утверждалось о Божественном создании человечества.
Человечество необходимо рассматривать как одно целое. Мы познаём мир и самих себя, так как есть какая-то цель, о которой мы не знаем. И познания не рождаются сами собой в мозгу человека, а посылаются нам сигналами свыше [неизвестно откуда, от кого (из-за различных духовных смыслов и «сил»- Максимук В. Ф.)] и ещё неизвестно, какими будут наши знания.
«…Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. …Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. …» (Первое послание к коринфянам апостола Павла- 13). До XIXв. христианство было целью, а наука - только средством (Дарвин, Ньютон…)
Профессор-хирург- Войно-Ясенецкий (Святитель Лука) заметил: «Мы можем познать разумом лишь внешний факт, а не вещь в себе. Весь видимый мир, поскольку он связан с пространством и временем, объективно непознаваем, потому что время и пространство суть лишь субъективные формы нашего сознания, которые мы приписываем миру…». «…Наука включает достигнутые знания, то есть ещё не все, а только те, которые пока достигнуты. Научная деятельность движется, она есть процесс “созидания истины путём опыта и умозрения”. “…Это знания о явлениях, то есть проявлениях жизни, природы- (феноменах), но не о её сущностях- (ноуменах), о мире, как мы его видим, созерцаем, но не о мире, как он есть сам по себе, по существу.”
Предубеждение против религии заключается прежде всего в незнании. А наука доказывает нам её необходимость, открывая значимость смысла вечного Логоса бытия, какого-то высшего назначения жизни. Религия (особенно православное учение о душе) подтвержает, что смерти нет, а есть переход в иной Мир - последний этап души. И далее душа человека будет такова, какой стала: готовой или не готовой войти в Царство Небесное. Способной или не способной принять любовь Божию, данную всем, но не всеми может быть воспринята.
Технократическая эра - эра личного поиска, начавшаяся со второй половины XIX века по настоящее время - прежде всего эгостремительная и человекоцентрическая эра, с упоением “радующая” всех научным и технологическим прогрессом, сопровождается психологическим уклоном (возвратом) в софистику и мудрствующую гностику. (Преображенский В.С.,РайхЕ.Л.,1977). Окрылённое технократическими достижениями и опьянённое возрастающими материальными благами и комфортом общество интенсивно разделяется и саморазрушается, забывая о цельности мироздания и Божественном провидении своего предназначения
Для наглядности, сообразно словам христианского подвижника аввы Дорофея, мною образно представлена Богоцентрическая схема эгостремительной сферы духовного мира, контрастирующая с распространяемой в настоящее время человекоцентрической системы взглядов (отношений).
«Чтоб Бога знать - должно быть Богом, но чтоб любить Его - довольно сердца одного» Иван Андреевич Крылов.
Пояснения к схеме: лучи от центра-Бога - жизненные пути людей. Одного размера окружности, ограниченные лучами вокруг тела человека обозначают его материальное тело, душевное - эмоциональное и духовное - ментальное (интеллект). Обозначения - альфа, бета и омега- личностные эгоцентрические отношения к окружающему миру, религии, Богу. Чем дальше люди от Центра, тем больше необходимо им сил для общения. Благодаря различным психологическим ментальным, «духовным» «практикам» интеллект человека может несколько увеличиваться, но этого для взаимности при общении всегда недостаточно.
Иисус Христос различал людей как «слепых» - не замечающих своих греховных побуждений… и «зрячих» - видящих мир и свои побуждения, критически к ним относясь. И далее – по пониманию своей (личной) «свободе» и «воле», что проявляется в мыслях - внутренних (глубинных), внешних (словах) и поступках - делах. Ибо важно не только восприятие, но и понимание окружающего мира и самого себя в нём, с включением разума. Христос учил, что невежество (без поиска внутреннего света) - главный грех. Важным примером могут служить и интуитивные восприятия, не относящиеся к деятельности мозга, но вызывающие мыслительные процессы, вплоть до наших личных поступков. Не поддаются научному объяснению и другие факты: когда во время консультационно-лечебной работы у меня были случаи улучшения состояния больных до использования лечебных средств, операции уже после осмотра, рекомендаций и искренней (даже молча - независимо от религиозности пациента) молитвы о выздоровлении больного…
Если считать, что медицина — это наука, которая помогает врачу лечить болезни, то, следовательно, врач — это учёный. Но если научные законы управляют научными феноменами, а, следовательно, дают им объяснение и указывают на причину того или иного заболевания, то в этом случае они должны исчезать и больше не появляться. Но хорошо известно, сколько существует болезней! Получается, что врач раскрывает методы сохранения здоровья только тем, кто его уже потерял, и очень редко совершенно здоровым. Медицину, требующую анализа всех факторов в действиях врача невозможно считать наукой. Это сфера искусства - процесс взаимодействия врача и пациента в совместной борьбе с недугом. Это лечение подтверждается научными исследованиями при использовании различных методов, включая и хирургические.
По мнению ученых древности сохранение здоровья гораздо легче и важнее, чем излечение болезней. Однако не все их труды сохранились из-за многих войн и пожарищ. Согласно Божественной Воле Человек обладает и своей, личной волей и разумом, то есть имеет возможность быть пользователем Природных богатств-даров и созидателем личной и социально-общественной духовной природы. Главная задача врача в лечении - поиск причин недуга. Только заботясь об экологической безопасности Природы и Человека, можно восстановить эволюционное направление. При познании добра и зла с незамутнённым сознанием и при духовном очищении человечества на этапах изменений общественных отношений - происходит эволюционное развитие (восстановление чувствительности) познания объективного мира и его вечной основы… . При технократическом «развитии благосостояния» - это инволюция познания и деградация чувств - восприятия мира. Противоречия созидательных воздействий природы и пути деградации человечества при техногенных преобразованиях и загрязнениях неизбежны. “Религиозная вера и научное знание опираются на разные данные мышления и рассматривают мировое бытие с различных точек зрения. А потому, не переступая своих природных границ, они никогда и ни в чём не могут противоречить друг другу” [Несмелов В.И., 1992]. Полезно здесь вспомнить и мысль Теофраста Парацельса, что “то, что в одно время считается мистикой, в другое время считают наукой“… Всё живущее на Земле имеет заданный смысл существования. Мы всё ещё не знаем, от мозга ли происходит сознание. Мозг не порождает мысль. Достижения квантовой физики также стали возможны благодаря христианству, духовным смыслам веры. Духовные и душевные регуляторные механизмы могут видоизменять и управлять телом, личностью человека.
Апостол Павел замечал: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Послание к римлянам св.ап.Павла, 7)
Все возрастающему фактору воздействия синтетических препаратов организм человека сопротивляется аллергическими реакциями, токсическими повреждениями органов и другими болезненными состояниями.
Отравления лекарствами (так называемая "лекарственная болезнь") приобретают все большее распространение вследствие «химизации» и медицины и всей современной жизни, прогрессирующего химического загрязнения окружающей среды. Проблема осложнений медикаментозной терапии стала одной из актуальных в медицине. Снижения побочных негативных свойств новых лекарственных препаратов становятся всё более сложными (Вульф С., Сасич Л., Хоуп Р.-Э./Пер.с англ./, 2000; Шишонин А. - «Аргументы недели» №№4-6,2022). Решение вопросов безопасного лечения — одно из наиболее неотложных в медицинской практике. М. Лейдер (1984) заметил деструктивные изменения, уменьшение объёма мозга при длительном применении седативных средств. В итоге человек становится клиентом сети фармацевтических компаний, теряя способность к самостоятельной психофизиологической регуляции. Поэтому и увеличивается число различных фобий-страхов, аллергий, панических состояний, “ятрогенных” (внушенных врачём) заболеваний.