Сколько уже времени обсуждается проблема наплыва трудовых мигрантов, а к её решению, как видится, до сих пор ещё не пришли. Хотя предложения того, как можно изменить ситуацию, продолжают поступать. Взять хотя бы недавнее от министра труда Антона Котякова.
Глава Минтруда предложил завозить мигрантов по принципу организованного набора. Но решит ли это проблему? Хотя нечто правильное в словах Котякова услышать можно:
«Свободное перемещение, свободный въезд в страну и потом длительный поиск работодателя с непонятными условиями трудоустройства — это неправильно», — говорит министр.
Вот правда мотивирует он своё предложение не желанием уменьшить число въезжающих в нашу стану «незаменимых», а издержками бизнеса при существующей ныне патентной системе. Как говорит министр, работодатели тратят свои средства на обучение и медицинское обследование иностранных граждан, но не имеют гарантий, что потенциальный сотрудник не уйдет в другое место. Котяков считает, что от патента на работу для трудяшек из азиатских республик нужно переходить к принципу организованного набора. А это означает, что подготовка документов, медосмотр и обучение соискателя должны будут проводиться в той стране, откуда едет мигрант.
«В таком случае работодатель не только будет нести ответственность за приглашенных сотрудников, но и получит гарантии, что они не сбегут. Ведь если компания будет нести затраты, то работника обяжут вернуть эту сумму в случае ухода», — считает министр.
Провести в жизнь предложенное Котяков предполагает в статусе федеральной программы.
«Мы понимаем, что нужно строить цивилизованную модель задействования иностранной рабочей силы. Патент как инструмент привлечения мигрантов в свое время сыграл роль, но сегодня этот институт нуждается в корректировке», — отметил министр.
Почему министр труда не предлагает озаботиться роботизацией и механизацией труда, если уж так не хватает рабочих рук, не задуматься о величине предлагаемых и выплачиваемых по-факту заработных плат, чтобы сделать рабочие места для своих граждан привлекательными? А, судя по тому, что он озвучил, продолжать ввозить трудовых мигрантов. Модель «не завозить вообще», очевидно, даже не рассматривается.
«Акценты мы будем делать на квалифицированных кадрах, но у нас есть потребность и в кадрах с меньшей квалификацией», — считает чиновник.
Сегодня чаще всего иностранцев можно встретить в четырех сферах деятельности: транспорте и логистике (92%), автомобильном бизнесе (91%), безопасности (89%) и строительстве (85%).
По данным СМИ, большинство россиян (80%) считают, что в их регионах проживает слишком много мигрантов. Адекватным количество трудовых мигрантов в стране считают 12% наших сограждан. «Мы будем их ввозить по-новому», — это не означает решить проблему.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции