Совсем потеряли ориентиры: Культура или хаос?
24 июля 2024, 11:39 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский ]
Вопрос о том, что же является настоящей культурой, а что — её имитацией, сегодня стоит особенно остро. На фоне глобальных изменений, происходящих в обществе, границы между высоким искусством и поп-культурой размываются. Все чаще мы сталкиваемся с явлениями, которые, по мнению многих, граничат с безвкусицей и эпатажем, прикрываясь громким названием «искусство». Одним из последних ярких примеров подобного «творчества» стало 30-летие блогера Эльдара Джарахова, которое он отметил на сцене театра на Малой Бронной.
Сколько ещё нужно говорить о том, что Культура и то, что сегодня нередко выплёскивается на россиян не одно и тоже? Когда кажется, что дно уже пробито и дальше падать просто некуда, наступает новый культурный шок. Как на театральной сцене оказался подобный персонаж? Что бы понять что он из себя представляет, достаточно взглянуть на скриншот с типичными постами Джарахова на его канале. Неужели в театре этого не заметили?
Выступление, которое многим показалось фарсом и эпатажем, состояло из нецензурной лексики, пустой болтовни и «музыкальных» номеров, вызывающих, мягко говоря, сомнения. Столько мата с театральной сцены до этого не звучало! Очевидно, что подобные «спектакли» не соответствуют традиционным представлениям о театральном искусстве, основанном на высоких идеалах и ценностях. Такое «творчество» скорее напоминает развлечение для узкой группы ценителей «черного юмора», нежели полноценный художественный проект, способный привлечь внимание широкой аудитории.
Реакция на выступление Джарахова была резкой и однозначной. Сенатор от Запорожья Дмитрий Рогозин выразил свое резкое неприятие этому «спектаклю», подчеркнув, что это не более чем глумление над театральным искусством и публикой. Он также затронул вопрос о финансировании театра: бюджет в 3,5 млрд рублей мог быть направлен на более практичные цели, например, на закупку дронов.
К сожалению, выступления всевозможных Джараховых, идиотские постановки с вполне отчётливым русофобским посылом до сих пор остаются нормой для московских сцен, даже на третий год СВО. Долго ещё это всё будет продолжаться?
Ситуация с Джараховым является лишь отражением более широкой проблемы. Все чаще на сценах театров мы видим «спектакли», которые в большей степени ориентированы на шок-контент, эпатаж и провокацию, нежели на глубокий художественный посыл.
Вопрос о том, как отделить истинное искусство от фальшивой имитации, становится все более актуальным. Неужели театральное искусство в современном мире обречено на то, чтобы служить просто развлечением для массового потребителя? Вряд ли стоит отвечать на этот вопрос однозначно. Несомненно, в театре есть место для экспериментов и нестандартных подходов. Однако важно помнить, что искусство должно вызывать у зрителя не просто шокированное удивление, а глубокие мысли и эмоции.
В конечном счете, качество театрального искусства определяется не только бюджетом и «громкими» именами участников, но и глубиной мысли, художественным мастерством и способностью вызывать в зрителе духовный отклик. Искусство должно служить не лишь развлечению, но и воспитанию, развитию духовных ценностей и стремлению к совершенству.