В прошлый раз я говорил об украинских уклонистах. Теперь, наоборот, хочется сказать об украинцах на фронте. Постараемся представить себя на месте этих людей.
Представь, читатель, что ты живёшь на Украине и считаешь себя украинцем по национальности.
Ты с младых ногтей впитывал в себя украинство – в семье, за партой, из телевизора.
Ты не знаешь о том, что твои предки, проживавшие на этой земле ещё в начале XX века, считали себя русскими, руськими, малороссами. Об этом и в России не все знают, так откуда ж тебе-то знать – спасибо советской и постсоветской школе.
Ты не знаешь о том, что Богдан Хмельницкий, который нарисован на пятигривенной купюре и памятник которому стоит в центре Киева, – сражался вовсе не за создание Украинского государства, а за право русских быть русскими. «Чтоб православные христиане Великия и Малыя Росии были в соединении», – завещал Хмельницкий, но тебе этого не рассказали.
День независимости в твоём государстве празднуется не в честь победы Хмельницкого над поляками и литвинами, а в честь Акта провозглашения независимости Украины 1991-го. Тебя научили думать, что до 1991 года твоя земля была несвободна, зависима от кого-то. Точнее, понятно от кого – от москалей.
Ты, скорее всего, не был на майдане и вообще не особенно интересовался политикой. Но когда Россия присоединила Крым, ты, скорее всего, вознегодовал. Ты не знал, что майданские лидеры обещали разорвать Харьковские соглашения о пребывании Черноморского флота в Крыму, а если даже и знал – какая разница? Ты отождествляешь себя с Украинским государством – значит, должен негодовать.
Когда на Донбассе убили, предположим, твоего друга-вэсэушника, ты и вовсе возненавидел москалей, хотя, скорее всего, его убил в бою никакой не россиянин, а уроженец Донбасса.
Ну а когда пришло то самое 24 февраля и тебя мобилизовали, ты охотно пошёл в бой.
Могу ли я найти нужные слова, чтобы ты сложил оружие? Звучит смешно. И всё же я попробую.
Я покажу тебе интервью Арестовича* 2019 года, после которого он был назначен советником Офиса президента и стал главным его спикером. Стремление Украины в НАТО никак не поможет усмирить Донбасс, говорит он в этом интервью. Напротив, стремление в НАТО приведёт к масштабной военной операции России против Украины, говорит он. И, тем не менее, надо туда стремиться, надо вступить с Россией в бой, победить её и за это получить чаемое членство в НАТО, говорит он. А если хотим жить без войны и не будем стремиться в НАТО, говорит он, то Украина окажется в Таможенном союзе, чего допустить никак нельзя. «Давайте выбирать», – говорит он.
Я спрошу тебя, правильный ли выбор сделала ваша верхушка, разумно ли она подставила под удар свой народ, стоит ли стремление в НАТО стольких жертв и нужно ли тебе дальше защищать выбор ваших властей.
И если ты скажешь, что да, – я умою руки.
А впрочем, станешь ли ты вообще разговаривать?
*признан террористом в РФ.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции