Владелец холдинга Zenden строит бизнес на пустых обещаниях и критике властей.
Две недели назад сеть кафе «Андерсон» снова уличили в уходе от налогов. Ранее сообщалось, что компания, принадлежавшая экс-омбудсмену по защите МСП Анастасии Татуловой* до ее бегства из России, занималась дроблением бизнеса для снижения налогооблагаемой базы. В этот раз стало известно, что в арсенале предпринимательницы присутствовали и другие схемы сокрытия прибыли – серые зарплаты и подменные кассы.
Новость о доначислении «Андерсону» 500 млн налогов была замечена в предпринимательском сообществе. Особенно бурная реакция последовала от тех бизнесменов и структур, которые сами нарушают налоговое законодательство. Так, основатель обувного холдинга Zenden Андрей Павлов, чья компания была уличена в дроблении бизнеса и задолжала казне свыше 1,1 млрд рублей недополученных налогов, в попытке оправдать Татулову* традиционно обвинил во всем регуляторов и систему в целом. Мол, весь российский общепит пользовался теми же незаконными схемами.
Павлов постоянно выступает как публично, так и в соцсетях, с эмоциональной критикой инициатив исполнительной власти, по факту подвергая сомнению политику президента РФ. В его действиях легко угадывается почерк основательницы «Андерсона», которая на обвинениях регулирующих органов сделала себе карьеру омбудсмена, заявляя, что власти душат малый и средний бизнес и создают невыносимые условия для работы. Причем сама Татулова* широко пользовалась различными преференциями для своих компаний, получая от региональных правительств льготы на аренду помещений и выгодные контракты на поставку продукции социальным учреждениям. Так же выглядит и бизнес-история Павлова, который борьбе за свои капиталы задействует в основном инструменты административного и публичного давления.
Игры втемную
На публике Андрей Павлов представляет себя добросовестным инвестором и патриотом: выступает с гуманитарными инициативами, мелькает на мероприятиях в поддержку СВО, регулярно ездит на Донбасс, чтобы сфотографироваться с главами присоединенных регионов, всячески подчеркивая – «я свой». На деле же под обещания реализовать социальные проекты лоббирует исключительно собственные интересы, чем вводит в заблуждение не только общественность, но и политиков и чиновников. Последних он использует втемную, как тяжелую артиллерию в решении собственных проблем, в том числе с регуляторами.
Напомним, головная структура группы Zenden – ООО «Дом одежды» (имеющая «прописку» в Новгородской области) – много лет пытается оспорить в суде решение налоговиков о доначислении налогов. Компанию Павлова уличили в применении схемы ухода от налогов с помощью дробления бизнеса - «Дом одежды» реализовывал продукцию через десятки аффилированных ИП. В итоге мимо бюджета ушли 600 млн рублей, а вместе с пенями и штрафами сумма составила свыше 1,1 млрд рублей. С тех пор как суд признал компанию виновной, ее хозяин занимается публичной травлей властей.
Спекулируя на патриотической повестке, Павлов добился расположения целой думской фракции – «Справедливой России – патриоты – за правду». В 2021 году он даже баллотировался по списку партии в Госдуму, но не прошел. На защиту обувного магната, выручка холдинга которого из года в год превышает 10 млрд рублей, встали депутат фракции Алексей Чепа и лично лидер эсеров Сергей Миронов. Оба парламентария писали письма в поддержку главы Zenden председателю Верховного суда РФ. СМИ сообщали, что «политики считают, что давление, которое фискалы оказывают сегодня на лидера обувного рынка России, перешло все разумные границы». Аналогичное письмо было организовано и от имени Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, которого для пущей убедительности Павлов еще и привлек к судебному разбирательству в качестве соистца.
Корыстный патриотизм
От интриг главы Zenden пострадали не только федеральные политики. Сотрудничество с Павловым вышло боком руководству Поддорского района Новгородской области, где бизнесмен развел бурную деятельность. Здесь в 2015 году Андрей Павлов зарегистрировал в личную собственность пять участков площадью от 1 тыс. до 1,8 тыс. кв. м под строительство жилья и гостиниц. Начал даже возводить гостиничный комплекс – экодеревню «Заручевье», но, судя по отсутствию какой-либо информации, проект быстро заглох. Вокруг другого детища Павлова, военно-патриотического центра для подростков «Вымпел-Заручевье», и вовсе разгорелся скандал.
Центр, представлявший собой палаточный лагерь с удобствами на улице, в 2016 году подвергся проверкам надзорных органов, поводом для которых стала трагедия в Карелии, где во время шторма на озере погибли 14 воспитанников детского лагеря. Прокуратурой Новгородской области «Вымпел-Заручевье» был признан нарушителем санитарно-эпидемиологического и трудового законодательств, требований об антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности, и его деятельность должна была быть приостановлена. Однако организаторы лагеря требования прокуратуры – устранить нарушения – проигнорировали. Более того, Павлов обвинил местные власти ни много ни мало в рейдерском захвате своего «проекта».
Хозяин Zenden устроил целую кампанию по травле местных властей, спекулируя на теме патриотического воспитания молодежи и шантажируя закрытием «Вымпел-Заручевье». В частности, организовал петицию по снятию главы Поддорского района с должности и добился-таки своего. Однако вместо громких обещаний оказывать социальную и инвестиционную помощь Новгородская область получила от Павлова одни проблемы.
В тени «Сакуры»
Так, созданный Андреем Павловым и широко разрекламированный Фонд развития Поддорского района, который взял на себя многомиллионные обязательства перед регионом, оказался фикцией. С 2019 года организация, учрежденная некой Павловой Татьяной Ивановной, не ведет никакой деятельности.
Кроме того, центр военно-патриотической подготовки «Русичи», в который был переименован «Вымпел-Заручевье», оказался лишь прикрытием коммерческой деятельности. В обмен на обязательства на базе «Русичей» построить Центр военно-спортивной подготовки «Авангард» Павлов получил в 2020 году в собственность еще один земельный участок в Поддорском районе под возведение гостиницы площадью свыше 3 тыс. кв. м всего за 325 тыс. рублей. Официально участок продавался с аукциона, но бизнесмену «повезло» - он оказался единственным участником торгов.
На участке зарегистрирован центр «Русичи», который вместо благотворительного проекта, как позиционирует его Павлов, является рядовым коммерческим предприятием, торгующим путевками для детей. Боле того, центр является получателем финансирования от Фонда президентских грантов. А в 2021 году Павлов вообще вышел из состава учредителей организации, избавившись от ненужного балласта и переложив заботы о ней на плечи новгородских властей. Тогда же окончательно стало понятно, что никакого «Авангарда», стройплощадку которого лично инспектировал губернатор региона Андрей Никитин, область не получит. Поначалу стройка велась ни шатко ни валко, потом полувозведенные объекты стали разрушаться. Когда встал вопрос о дальнейшем финансировании, Павлов и вовсе обвинил подрядчика в проведении некачественных работ и разорвал с ним договор.
Аналогичная ситуация произошла и с другим амбициозным проектом обувного магната – строительством гостинично-ресторанного комплекса в центре Великого Новгорода на месте архитектурного ансамбля бывшей парусной фабрики, ранее принадлежавшей Минобороны РФ. Компания Андрея Павлова с многообещающим названием «Сакура» в 2017 году приобрела здание бывшего военного госпиталя, исторического памятника 18 века, на набережной реки Гзень и даже получила одобрение Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области на его снос. Однако позже Павлов передумал, заявив, что организует здесь «Сквер Павловых». Но ни того, ни другого создано не было. Инвестпроект так и не был реализован, а разрушающийся памятник, который стал объектом времяпровождения трудных детей и подростков и представлял серьезную опасность, компания оградила забором только после вмешательства местной прокуратуры.
Основным видом деятельности ООО «Сакура» является торговля сумками и кожгалантереей, а вовсе не гостиничный бизнес. Из чего можно сделать вывод о том, что на месте памятника архитектуры 18 века мог бы появиться очередной магазин Zenden или на худой конец коммерческий склад. Аналогичная судьба, очевидно, ждет и земельные участки в Поддорском районе, полученные Андреем Павловым под обещания патриотических социальных проектов.
Вышеприведенные примеры лишь подтверждают факт, что бизнесмен не вкладывает средства в развитие России, а, наоборот, использует ресурсы страны для личного обогащения. Все его «масштабные проекты» – ширма, прикрываясь которой он ведет деструктивную деятельность, направленную на дискредитацию властей, госорганов и отдельных чиновников, а в целом – на подрыв государства. По той же схеме действовала и Анастасия Татулова*, которая жаловалась на то, что еле сводит концы с концами в России, а сама выводила активы за рубеж. Не брезговала, как выяснил Минюст, и получать иностранное финансирование на борьбу с российской властью. Теперь путь домой бизнесвумен, очевидно, заказан. Похожая участь ждет и Андрея Павлова, которого СМИ уже назвали одним из вероятных претендентов на попадание в реестр иноагентов.
*Внесена Минюстом РФ в список иноагентов.Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции