Никаб чужд российскому исламу
22 мая 2024, 19:26 [«Аргументы Недели», Сергей Рязанов ]
На предложение главы президентского СПЧ В. Фадеева запретить никабы последовала официальная реакция Совета улемов Духовного управления мусульман России. К сожалению, отрицательная.
Интервью Фадеева «Парламентской газете» стало «бальзамом на раны» для русских. Недопустимо принимать в российские школы детей без знания русского языка; для приглашения гастарбайтера работодатель должен доказать, что не смог найти себе работника среди граждан РФ; мигрантские анклавы необходимо искоренить. А кроме того, Фадеев предложил запретить ношение никабов.
Уточним: никаб – это женский головной убор, закрывающий лицо (с прорезью для глаз). Не следует путать слова «никаб» и «хиджаб». Всякий никаб является хиджабом, но не всякий хиджаб является никабом. Хиджаб может покрывать волосы, плечи, грудь – и необязательно лицо. Фадеев предложил запретить именно никабы, а не хиджабы вообще.
В ответ на его предложение Совет улемов Духовного управления мусульман России опубликовал развёрнутое заявление, в котором призвал государство воздержаться от запрета никабов. Главные доводы Совета улемов таковы. Во-первых, считают они, «посягательства на право ношения никаба могут быть расценены в мусульманских странах как недружественные действия и репрессии по отношению к Исламу, а также использованы западными странами для антироссийской пропаганды». Во-вторых, заявляет Совет улемов, «эти попытки (попытки Российского государства запретить никаб. – С.Р.) будут выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и конституции, гарантирующей гражданам РФ право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии». В-третьих, считают в Совете улемов, «большая вероятность того, что запрет на никаб вызовет у российских мусульман негодование, что в свою очередь создаст дополнительные очаги напряжённости в обществе».
Что ж, пойдём по порядку.
Ношение никаба запрещено, например, в мусульманском Узбекистане и ограничено, например, в мусульманском Тунисе, мусульманском Египте, многоконфессиональной Индии, – вредит ли это их отношениям с прочим мусульманским миром? Что касается западных стран, которые, согласно опасениям Совета улемов, станут использовать запрет никаба в России для антироссийской пропаганды, – эти страны (некоторые) и сами опять-таки запретили никаб: Франция – в 2010-м, Бельгия – в 2011-м, Швейцария – в 2023-м.
Далее. Довод Совета улемов, что запрет никаба воспрепятствует в глазах мусульман «соблюдению канонов религии», звучит крайне странно в контексте самого же этого заявления. В начале текста его авторами сказано совсем другое: «Данный вопрос всегда был и остаётся дискуссионным». Дискуссионным, то есть лежащим вне мусульманских канонов. Никаб может быть каноном для какой-нибудь национальной культуры (например, для Саудовской Аравии), но не для ислама как такового.
Ну и самое главное – про то, что «запрет на никаб вызовет у российских мусульман негодование». Не станем трактовать эти слова как шантаж, взглянем на них иначе – как на «умывание рук». Совет улемов даёт понять, что, возможно, не сумеет удержать российских мусульман от гнева.
Нет уж, дорогие друзья-улемы, не умывайте, пожалуйста, руки. Способствовать межрелигиозному миру в России – ваша прямая обязанность. Говоря в своём заявлении, что никаб является «частью истории и культуры ряда народов», вы ничего не говорите о народах России, и немудрено – для народов России никаб традицией не является. Он проник к нам извне и идёт, увы, бок о бок с экстремизмом. И никто не разъяснит это российскому мусульманину лучше, чем вы.
В то же время хочется обратиться и к русской общественности: не будем клеить на улемов какие-либо ярлыки. Отдельные представители исламского духовенства делают экстравагантные заявления и должны быть вразумлены, однако нельзя забывать: традиционное российское исламское духовенство – главная преграда на пути экстремистских форм ислама. Хотя бы уже потому, что официальные российские переводы Корана сделаны весьма лояльно по отношению к иноверцам.