На днях украинские товарищи (которые нам совсем не товарищи!) бодро отрапортовали, что по экспорту зерна Киев вышел на предСВОшный уровень. И на благо родной киевской казны, получает миллиарды звонкой американской монеты от продажи пшеницы и кукурузы. Анекдот в том, что большая часть из этих миллиардов вполне законно остается в тех же Штатах.
В прошлом году, если ещё помните, конечно, редкий выпуск российских новостей обходился без упоминания термина «зерновая сделка». Вначале в позитивном ключе: мол, накормим голодных детей Африки. Ну и Украина немного подлатает штаны. Затем контент сменился на негатив: детишек накормить не дали, а украинское зерно идет во вполне благополучные страны Европы (хотя в реальности оно по демпингу шло в Турцию и Китай). Негатив плавно перешел в угрозу, выйдем из сделки и ни одного бушеля пшеницы не уйдет из Одессы. Вышли. Турецкие ВМС стали сопровождать балкеры со всего мира, потянувшиеся со всего мира в Черное море за дешевым зерном. И не только за зерном.
В итоге в конце прошлого года в Киеве заявили, что страна в 2023 году увеличила экспорт зерновых на 6 миллионов тонн до 43 миллионов. А с начала этого года экспорт стабильно стал расти. В частности, в апреле было отгружено, и отнюдь не детям Африки, более 6 миллионов тонн. В марте 5 миллионов. Тенденция очевидна.
Казалось бы, при подорожании на мировом рынке зерна на 26 процентов по сравнению с 2020 годом, золото должно было потечь в украинские закрома родины. Но всё не так просто. Если разобраться в деталях, украинское зерно только называется украинским по месту произрастания. Но принадлежит по праву собственности земли американскому «маркизу Карабасу». Точнее трем Карабасам: транснациональным корпорациям, имеющим штаб-квартиры в США, Cargill, Dupont и Monsanto. Именно они скупили 17 из 62 миллионов гектаров украинских сельскохозяйственных земель – почти треть всех пригодных для пахоты украинских сельскохозяйственных угодий. Для сравнения: во всей Италии имеется 16,7 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий.
Так что пшеничка, идущая из Одессы в Европу, Турцию и Китай, по большей части имеет двойной шильдик: «Выращено на Украине. Принадлежит США и транснациональным гигантам». Поэтому вся прибыль, кроме мизерных налогов, отнюдь не льется золотым дождём в бюджет Незалежной, а оседает в карманах и без того набитых миллиардами долларов. Поэтому, конечно, говорить о рекордах продовольственного экспорта можно, но толку от него в реальности немного.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции