Маленькая Сербия приветствует Императора Поднебесной
8 мая 2024, 16:46 [«Аргументы Недели», Александр Чуйков ]
В счастливом брежневском детстве мы упоено и не боясь статуса иноагента распевали такой стишок: «Сегодня праздник у детей, ликует пионерия! Сегодня в гости к нам пришёл Лаврентий Палыч Берия!». Визит товарища Си в Белград вызвал такой же экстаз у сербского руководства. Президент Вучич, несмотря на свой рост, заглядывал на Си снизу вверх и разве что не вставал на колени.
«Когда у нас, малой страны, возникают проблемы из-за давления со всех сторон из-за самостоятельной политики, которую проводим, мы обращаемся к нашим китайским друзьям, обращаемся к вам, председатель Си, вашим сотрудникам и просим о поддержке и помощи», — подчеркнул Александр Вучич (цитата по «РИА Новости»).
Конечно, эту фразу можно списать на дипломатический трёп, но заметьте с каким почтением президент европейской державы обращается к китайскому дракону! Не к России, а к Пекину. Хотя взаимоотношения наших стран длятся веками, дружба Сербии для российского руководства вещь привычная, само собой разумеющаяся и не требующая каких-либо дополнительных усилий. Пекин же прилагает массу усилий чтобы не просто закрепиться в экономике страны, но и сделать Сербию своим аванпостом в регионе.
Китайские компании последние 10 лет активно заходят в промышленность Сербии. В 2021 году Китай выбился в лидеры и с тех пор удерживает первенство по объему прямых иностранных инвестциий в экономику Сербии. Присутствие китайских компаний можно наблюдать повсеместно - начиная с горнодобывающей и металлургической промышленности и заканчивая строительством. Даже в ВПК китайцы теснят российских производителей - одной из центральных тем встреч Вучича и Си Цзиньпина станет обсуждение закупки Сербией китайских истребителей пятого поколения J-20, которые бы пришли на смену переданным в свое время Белграду Россией подержанным МиГ-29.
Сербия рассматривается Китаем как главный перевалочный пункт для китайских товаров на пути в ЕС в рамках проекта "Один пояс - один путь". В настоящее время китайскими компаниями на китайские деньги строится высокоскоростная ж/д магистраль Белград—Будапешт протяженностью 350 км, с перспективой ее продления до македонской столицы Скопье и дальше до греческого порта Салоники.
«Казахстан, Центральная Азия, Африка, Ближний Восток и вот теперь Балканы - везде, пока Россия лишь досуже рассуждает о "многополярном мире и дружбе против американского гегемона", Китай последовательно работает, забирая под себя все новые и новые рынки. И если наши ответственные за внешнюю политику и внешнюю торговлю чиновники и дальше будут хлопать ушами, ничего, кроме остатков от китайского брата на этом пире нам не светит», - пишут ТГ-каналы. Вполне справедливо, кстати.