Россия и НАТО: счастье было так возможно?
13 февраля 2024, 12:08 [«Аргументы Недели», Сергей Рязанов ]
Путин в интервью Карлсону заявил в очередной раз, что на заре своего президентства кулуарно прощупывал возможность вступления России в НАТО и получил отказ от Клинтона – тогдашнего американского президента. Либералы, в свою очередь, ссылаются на воспоминания самого Клинтона. Тема совсем не праздная: как известно, российское руководство обосновывает СВО исторической враждебностью со стороны НАТО.
В апреле 2022-го Клинтон опубликовал статью, где утверждает: «Мы оставляли дверь открытой для возможного членства России в НАТО, о чём я ясно дал понять Ельцину, а позже подтвердил его преемнику Владимиру Путину».
Неудивительно, что наши либералы предпочитают верить представителю недружественного государства, причём далеко не миролюбивому представителю (напомню, именно Клинтон в 1999-м бомбил Югославию, растоптав полувековую ялтинскую систему международной безопасности). Однако разговоры о том, кто более заслуживает доверия – Путин или Клинтон, не имеют смысла. Это в любом случае слово против слова, свидетельство против свидетельства.
Суд истории требует задокументированных высказываний. А ещё лучше – публичных. Если же их нет, если мы не располагаем публичными приглашениями для России вступить в НАТО, как и публичным выражением готовности сделать это со стороны самой России, – тогда давайте рассудим, кто же обязан был высказаться публично – Россия или Альянс.
Не Россия в 1990-е нарушила статус-кво. Хотя нет, вру, она нарушила его, но в ущерб себе – вывела войска из Германии. Альянс в ответ тоже стал нарушать статус-кво, но строго в собственных интересах, вбирая в себя Восточную Европу. Клинтон сам в своей статье подчёркивает, что первое же постсоветское расширение НАТО в 1999-м (принятие Польши, Венгрии и Чехии) встретило противодействие России. Спрашивается: чем же можно было убедить российское руководство и рядовых россиян, убедить весь мир, современников и потомков, в том, что НАТО не представляет для России никакой угрозы? По-моему, ответ очевиден: нужно было публично пригласить её к членству.
На вопрос Карлсона, почему же американцы не захотели видеть Россию в составе НАТО, Путин ответил, что у него есть лишь догадка: мы большая страна со своим мнением. Иными словами (моими), Америке пришлось бы поумерить своё лидерство в Альянсе. И вообще взаимодействовать с Россией союзнически, а не с позиции силы. Увы, НАТО создавалось не для этого.