Пранк писательницы-релокантки Улицкой, в ходе которого она поведала, что киевский режим имеет право на террористическое устранение российских пропагандистов и что будет нелишним выселить русских из Крыма, – пранк этот напомнил мне случай из моих студенческих времён.
Был приблизительно 2004 год. В одной из главных аудиторий журфака выступали Улицкая, Шендерович* и ещё пара человек. И не просто выступали, а против действий России в Чечне. «Мне стыдно быть русской», – сказала тогда Улицкая.
Кто-то из зала передал ей записку: «Как можно стыдиться быть русской, будучи нерусской?» – на что Улицкая ответила: «Мой родной язык – русский. Но если для вас так важен вопрос крови – хорошо, мне не стыдно быть русской».
На всякий случай уточню: записка была не моя, я бы такую не написал. Человек может ощущать себя русским независимо от происхождения. Даже не вопреки происхождению, а именно независимо. Тем более что Улицкая имеет единственное гражданство – российское.
Но вот что интересно. В ходе пранка Улицкая произносит: «Я по национальности еврейка». Причём крайне интересен контекст этого высказывания. Пранкер Вован, выдавая себя за руководителя Офиса президента Украины, говорит, что необходимо выселить русских из Крыма в Россию, – и Улицкая отвечает: «Что делать, такова история. Понимаете, я по национальности еврейка. Тема гонения, изгнания из страны в страну – для моего народа очень знакомая тема. Ну что же, придётся, по-видимому, каким-то народам тоже двинуться по этому пути».
Это ярчайшая психологическая черта – черта не евреев, конечно же, а людей определённого склада. Казалось бы, если твой народ перенёс тяготы, то в тебе должна быть эмпатия к другим народам, ты не должен желать им подобной судьбы. Но такие люди мыслят иначе: «Если было плохо нам, то пусть будет плохо им».
*признан иноагентом в РФ
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции