Фронт: чего ждать
9 января 2024, 22:02 [«Аргументы Недели», Сергей Рязанов ]
«Чего ждать» – не в смысле «что нас ждёт», а в смысле «как себя настраивать». Я не намерен сейчас вдаваться во фронтовые подробности, хочу поговорить о другом – о психологическом настрое тыла.
Наш народ сентиментален. Такова данность, это не хорошо и не плохо. Вернее, и хорошо, и плохо. Мы умеем радоваться победам, но есть и обратная сторона: мы придаём слишком много значения неудачам.
Не так давно я уже приводил высказывание Николая Бердяева 1915 года – и приведу снова: «В нашем обществе замечаются большая нервность и неустойчивость в переживании войны. Малейшая неудача ведет к унынию и упадку духа. Многие относятся к войне как обыватели, а не как граждане своего отечества. Но война должна переживаться не извне, как что-то и кем-то для нас совершаемое, а изнутри, как дело совершаемое нами самими... Очень поверхностен тот взгляд, что войну ведут исключительно армии и правительства. Даже непопулярные в народе войны, в которых заинтересована лишь какая-нибудь часть общества, и те ведутся не только армиями и правительствами. Великие исторические войны всегда бывают борьбой народов».
Сегодня положение нашего тыла гораздо лучше, проще, чем в Первую мировую (не говоря уже о Великой Отечественной). Нет всеобщей мобилизации, выше уровень жизни. Но не всегда исход зависит от реальных трудностей. В конце концов, и в Первую мировую тыловые условия жизни были проще, чем фронтовые, однако фронт готов был драться до конца, чего не скажешь о тыле. Именно тыл проиграл войну – устроил Февральскую революцию, результатом которой стали Приказ №1 Петросовета о неподчинении солдат офицерам и допуск антивоенных агитаторов в действующую армию.
Сейчас наш народ в целом пребывает в хорошем расположении духа. Россия в ушедшем году одержала важную победу (важную настолько, что язык не поворачивается назвать её локальной) – отразила летом-осенью масштабный украинский натиск. Сдвинуть линию фронта противник не смог и, по-видимому, уже не сможет – так утверждают теперь не только прогосударственные, но и враждебные Российской армии СМИ. У меня, признаться, это вызывает не просто радость, но даже эйфорию, однако я умеряю её в себе – и дело не только в сопутствующих успеху жертвах. Эйфория чревата завышенными ожиданиями, а они, в свою очередь, – горечью от несоответствия действительности. Обороняться проще, чем наступать, – такова математика.
С другой стороны, едва ли полезны призывы заморозить конфликт на этой положительной для России ноте. Противник стоит на нашей конституционной территории. Официальное включение четырёх регионов в состав РФ долженствовало обозначить и закрепить серьёзность наших намерений: отступать некуда, здесь наша земля! Именно такое отношение к этой земле – как к своей, как к Родине – показали в ушедшем году российские бойцы, в том числе и мобилизованные. Заукраинские пропагандисты рисуют эту войну отечественной для Украины и захватнической для России, но такая картинка всё менее и менее убедительна.
Наша армия ежедневно и ежеминутно добывает победу, готова сражаться дальше, однако итог зависит и от настроя в тылу. Фронт морально сильнее тыла, а крепость цепочки, как известно, равна крепости слабейшего звена. Храни Бог наших бойцов от смерти и ранений, а наш тыл – от завышенных ожиданий, нетерпения, ментальной усталости.
И, конечно же, прав рэпер Артём Саграда: «С дивана аналитика – твой типа дар предвидения – не стоит винтика прибора ночного видения. Чем ты помог фронтам, втыкая на фрактал?»