Если не погружаться в глубину веков, то на поверхности остается искусственный раздел территории бывшей Османской империи странами-победителями в Первой мировой войне. К настоящему времени государственность созданных Великобританией и Францией по мандату Лиги наций ряда арабских стран (Сирия, Ливан, Ирак) переживает далеко не лучшие времена и сопровождается правительственными кризисами и вооруженными конфликтами. Упомянутые выше страны, как и Ливию с Йеменом, зачастую называют несостоявшимися государствами на Ближнем Востоке. Это и немудрено, поскольку их границы неоколонизаторы чертили по картам без учета национальных, конфессиональных и других особенностей народов.
В наиболее сложном положении оказалось частично признанное Государство Палестина, независимость, территориальная целостность и суверенитет которого до сих пор остаются под вопросом. Краткая история палестинской проблемы такова. В 1920 году на конференции в итальянском г. Сан-Ремо Великобритании был предоставлен мандат Лиги наций на управление Палестиной. Помимо территории современного Израиля в Палестину тогда входили территории Иордании, Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Одной из целей мандата было «установление политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».
В рамках этого мандата было создано княжество Трансиордания, получившее около 3/4 от территории подмандатной Палестины, которое в 1946 году стало независимым. За 25 лет британского управления оставшейся частью Палестины её население заметно возросло: с 750 тыс. человек по переписи 1922 года, до 1 млн 850 тыс. человек по состоянию на конец 1946 года (в 2,5 раза). При этом численность еврейского населения возросла с 84 тыс. до 608 тыс. (в 7,25 раз). Значительная часть этого прироста приходилась на родившихся в Палестине, однако легальная иммиграция дала прирост в 376 тыс. человек, а число нелегальных иммигрантов оценивалось ещё в 65 тыс. человек. Примерно 70—75 % еврейского населения проживало в таких городах, как Иерусалим, Яффа, Тель-Авив, Хайфа и в их пригородах.
По окончании Второй мировой войны еврейское население Палестины составило 33 % от ее общей численности по сравнению с 11 % в 1922 году. Рост еврейского населения подмандатной Палестины сопровождался активным противодействием палестинских арабов, включавшим террористические нападения и погромы, в результате чего власти ограничивали иммиграцию евреев в Палестину. Великобритания оказалась перед лицом назревающего арабо-еврейского конфликта и в 1947 году отказалась от мандата на управление Палестиной.
За последующие 75 с лишним лет палестинцам так и не удалось создать своего полноценного государства. Помимо противодействия израильских властей палестинцам мешали и другие факторы: раздробленность политических сил палестинцев и даже их враждебность по отношению друг к другу, явное нежелание заинтересованных арабских стран создавать палестинское государство. Египет и Иордания вначале были непримиримы по отношению к Израилю, предпочитали оккупировать и аннексировать палестинские территории под экстремистскими лозунгами типа «сбросим евреев в море». В результате четырех арабо-израильских войн Израиль смог расширить свою территорию за счет освобождения их от египетских, иорданских и других арабских армий. Де-факто Израиль установил контроль за Восточным Иерусалимом, значительной частью ЗБРИ, с 1967 по 2005 гг. оккупировал и сектор Газа.
Провозглашенное 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета ООП Государство Палестина пока признано лишь 138 государствами-членами ООН и не обладает реальным суверенитетом. Государственные структуры сформированы частично. Во временной столице г. Рамалле функционируют президент Махмуд Аббас, правительство и парламент. Однако в государстве нет армии, хотя есть полиция и при этом активно действуют полувоенные организации. Нет своей валюты, в качестве денежной единицы используются израильский шекель и доллар США. В Палестине нет действующего международного аэропорта, поэтому для полётов в другие страны палестинцы используют аэропорт столицы Иордании. Сложнее положение в другом палестинском анклаве – секторе Газа, где власть захватила радикальная исламистская группировка ХАМАС. На небольшом клочке земли на побережье Средиземного моря между Египтом и Израилем проживает около 2 млн палестинцев. Трудоспособное население занято в основном в сфере услуг, остальные живут на дотациях международных организаций, ряда арабских и мусульманских стран. Воду, электричество, топливо, продукты питания, предметы первой необходимости и другие товары сектор получает из Израиля, часть палестинцев работает в Израиле.
Военное крыло ХАМАС и боевики «Исламского джихада» (запрещено в РФ) продолжают борьбу с Израилем партизанскими и террористическими методами. В качестве их спонсоров выступают власти Катара, Ирана и Турции, в Дохе и Стамбуле имеются штаб-квартиры ХАМАС. Нападение террористов из сектора Газа 7 октября 2023 года на Израиль и ответные действия Иерусалима обернулись очередной трагедией для израильтян и палестинцев, с обеих сторон уже погибло свыше 2 тысяч человек, масштабные боевые действия продолжаются. Ожидается наземная военная операция ЦАХАЛ в Газе, что может привести к еще большим человеческим жертвам среди мирного населения и гуманитарной катастрофе. Планировавшаяся встреча в столице Иордании глав Египта, Палестины, Иордании и США 18 октября была сорвана взрывом больницы в Газе накануне, когда погибло до 800 мирных граждан. Израиль не признал своей вины за эту трагедию и обвинил «Исламский джихад» в очередном теракте. Якобы взрыв в больнице мог произойти из-за неудачного пуска ракеты палестинскими боевиками.
Сложившееся на сегодня положение вокруг сектора Газа и в целом с палестинской проблемой все больше напоминает, говоря шахматным языком, цугцванг, когда любое новое решение или движение сторон лишь ухудшает ситуацию. ООН и ряд стран призывают Израиль вернуться к границам 1967 года, т. е. до начала «шестидневной войны». Но тогда Египет и Иордания в течение 20 лет оккупировали палестинские территории. Даже если предположить гипотетический уход с этих земель Израиля, то вряд ли арабские страны решатся вновь заполучить в свой состав эти взрывоопасные районы. Израиль в свое время уже предлагал Египту забрать себе сектор Газа. Но 110-миллионному Египту и так весьма сложно бороться с нищетой, бедностью и терроризмом, там достаточно своих радикальных исламистских группировок типа «Братьев-мусульман» (запрещено в РФ), зачем им еще ХАМАС и «Исламский джихад»?
Иордания в свое время приняла основную массу палестинских беженцев, которые ныне составляют до 70 % населения страны. Иорданцы по своему происхождению бедуины из пустынных кланов, правит ими династия, приглашенная из Саудовской Аравии. Основная масса палестинцев – потомки арабов-земледельцев, у них другая культура, традиции и язык. Присоединение к Иордании Западного берега реки Иордан будет означать превращение страны в Палестинское Государство.
Неудивительно, что от присоединения палестинских территорий теперь воздерживается каждая из соседних арабских стран – им ведь не нужны проблемы с дружественным Израилем. К тому же, тенденция к нормализации отношений арабских стран с Израилем набирает силу. Примеру Египта и Иордании последовали ОАЭ, Бахрейн, Марокко, Судан. Накануне событий 7 октября сообщалось и о начавшемся диалоге представителей Эр-Рияда с Иерусалимом.
Вряд ли ХАМАС может рассчитывать на широкую поддержку со стороны арабской части Израиля (1,5 млн чел), палестинцев ЗБРИ (группировка ФАТХ) или Ливана с Сирией. Власти последних с трудом контролируют ситуации в своих странах. Пока лишь проиранская ливанская группировка «Хизбалла» обозначила свое участие в конфликте редкими ракетно-минометными обстрелами прилегающих израильских территорий, но Израиль нанес ответные удары по ее позициям и объектам в Ливане и Сирии.
С учетом военного потенциала Израиля можно ожидать разгрома отрядов боевиков ХАМАС и «Исламского джихада» в течение нескольких недель, постепенного снижения интенсивности боевых действий в секторе Газа. Будут ли эти цели достигаться силами ВВС и путем ракетных обстрелов или все же израильское руководство решится на проведение наземной операции по зачистке сектора Газа – покажет время. Также трудно предсказать, ограничатся ли израильтяне блокадой Газы или вновь установят за этим сектором жесткий военный контроль (пойдут ли на его оккупацию). В любом случае, разгром боевиков ХАМАС не будет означать решения палестинской проблемы. Остаются лидеры радикальных палестинских группировок за рубежом, никуда не денутся и их спонсоры. В интересах Израиля было бы продолжить диалог с умеренным крылом палестинского национального движения в лице президента Государства Палестина Махмуда Аббаса, создать условия для полноценного признания Государства Палестина, одновременно расширяя круг арабских стран-сторонников мирного решения палестинской проблемы и ухода от конфронтации с Израилем.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции