Кредиторы на грани перевода разбирательств с должниками в суды, главврачи — в тревожном ожидании помощи от властей. В регионах резко возросла просроченная задолженность медицинских организаций. Такая ситуация, увы, уже нередка.
Пациентам медучреждений пока эта проблема не заметна. Пока. Но если ее не начать решать в ближайшее время, медицинскую отрасль ждёт ещё больший отток кадров, чем имеющийся сегодня — отмечают эксперты. А это приведёт к нехватке специалистов и потере качества медобслуживания. Соответственно, отразится все на пациентах.
«В России медучреждения рекордными темпами наращивают долги, в том числе с истёкшим сроком исполнения обязательств. В июне этого года сумма просроченной кредиторской задолженности среди организаций, работающих в области здравоохранения, превысила 6,88 млрд рублей. Ещё год назад, в июне 2022-го, цифра была почти в 2,5 раза ниже — 2,67 млрд рублей. А в 2017 году, с которого можно проследить статистику в единой межведомственной информационно-статистической системе, общая сумма была чуть выше 1 млрд рублей», — говорят эксперты.
Назревало уже давно. А сейчас нарыв готов лопнуть. И это беспокоит многих, кто в теме. В том числе — парламентариев и специалистов. К примеру, летом этого года исполняющий обязанности председателя Счётной палаты Галина Изотова на расширенном заседании комитета Госдумы по охране здоровья уточнила, что просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций за период с 2019 по 2021 год выросла более чем на 50 процентов. В отчёте аудиторов, опубликованном в феврале 2021-го, приводятся конкретные цифры по годам.
«В 2018-м по отношению к 2017 году в некоторых субъектах рост просроченной кредиторской задолженности превышал 150 процентов (например, 196 процентов — в Воронежской области). В 2019-м в ряде регионов просроченная кредиторская задолженность увеличилась более чем в три раза, составив 304,4 процента в Санкт-Петербурге, 322,8 процента — в Республике Удмуртия и 366,6 процента — в Омской области. В 2020-м был зарегистрирован новый рекорд: в Воронежской области и Камчатском крае показатель повысился по отношению к уровню 2019 года более чем в четыре раза», — говорится в отчете.
Президент России Владимир Путин еще в начале 2020 года поручил регионам раз в полгода проводить анализ причин образования просроченной кредиторской задолженности медучреждений и разработать меры по решению проблемы. Но долги продолжали и продолжают расти. Известно о значительном повышении кредиторской задолженности медицинских организаций в Карелии, Санкт-Петербурге, Орловской области, Свердловской области, Воронежской области, Забайкальском крае, Камчатском крае, Костромской и Магаданской областях, Башкортостане, Еврейской автономной области и Республике Коми.
Эксперты отмечают, что одной из причин резкого роста задолженностей стало то, что в 2023 году из подушевого финансирования вывели профилактические мероприятия — диспансеризацию и медосмотры.
«Ранее медучреждениям выделялись средства на эти статьи вне зависимости от объёма работ, теперь же спускают план. Если он не выполнен, деньги не перечисляют. Многие организации фактически не могут выполнить план, так как не хватает терапевтов и фельдшеров», — говорит эксперт.
Кроме того, из-за низких зарплат врачи из сёл уезжают на работу в крупные города или другие регионы с более высокими зарплатами, в том числе в столицу.
«В медицине, как и во всех других отраслях, сейчас идёт отток кадров. Дефицит усиливается, медучреждениям становится всё сложнее выполнять поставленные задачи, включая диспансеризацию. И дефицит не такой, что двух-трёх специалистов недостаёт, их много не хватает. Особенно остро проблема утечки кадров стоит в регионах, которые находятся в относительной близости от Москвы. Но и в субъектах РФ, где, помимо административного центра, есть несколько других крупных городов, ситуация не лучше», — отмечает эксперт.
А еще — много денег больницы теряют на штрафах, которые на них накладывают страховые компании: речь идёт о десятках миллионов рублей.
«Стоимость оказания медицинских услуг по действующим тарифам обязательного медицинского страхования (ОМС) и так примерно в два раза отличается от их реальной стоимости, но даже эти средства медучреждения не получают полностью. Регулярно проводятся проверки по факту оказанных услуг, взыскание можно получить даже за незначительные нарушения при оформлении медицинской карты. Главная проблема в том, что качество медицинской помощи от таких проверок ничуть не улучшается, так как они проводятся постфактум. При этом определённый процент от сумм штрафов оседает в карманах самих страховых компаний, поэтому они крайне заинтересованы в их получении», — подводит итог своим рассуждениям эксперт.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции