> Русские - очень умные: пора бы и разбогатеть - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Русские - очень умные: пора бы и разбогатеть

7 октября 2023, 12:48 [«Аргументы Недели», Август Котляр ]

Самый главный вопрос в Америке - если ты такой умный, то почему такой бедный? Это как два главных вопроса России - кто виноват? и что делать? Попробуем ответить сразу на все три, ибо объективные данные - которые умышленно замалчиваются - свидетельствуют, что русские являются самым умным и творческим народом планеты, но при этом только на пути к первому месту среди народов планеты.

Ой, а с чего это ты такой умный?

В интеллектуальной табели о рангах народов планеты Россию поставили на 34 место со средним значением коэффициента интеллекта IQ в 96,29. Для России это умышленное оскорбление и натягивание маленькой совы на очень большой глобус. Как обстоит дело на самом деле, мы поймём, если ответим на простой вопрос: есть ли принципиальное различие в интеллекте белоруса и русского? Они чем-то отличаются расово, генетически, антропологически, культурно, они мыслят на разных языках, у них принципиально разное дошкольное, школьное и высшее образование? Ответ абсолютно очевиден: нет. Это один народ, одна кровь, одни и те же мозги, язык и мышление. Но вот что удивительно: белорусы имеют самый высокий коэффициент интеллекта среди всех людей белой расы, это 101,6. Следующей идёт Финляндия, с коэффициентом IQ 101,2. Верхние места делят меж собой люди финно-угорской и германских народностей, или, как сказали бы лет сто назад, нордической расы: финны, немцы, голландцы, англичане, при этом собственно викинги - датчане, норвеги, шведы, исландцы - уступают русским и белорусам 4 единицы. Самыми умными считаются японцы, у них 106,48 единиц, потом идут китайцы: Тайвань (106,47), Сингапур (105,89), Гонконг (105,37) и КНР (104,1), а за ними южные корейцы с IQ 102,35. А дальше уже все остальные народы планеты, но впереди всех белорусы и, соответственно, русские, хотя формально их забросили в четвёртый десяток как собирательных “россиян” со средним IQ 96,29. Что говорит о некоторой условности различий в оценке интеллекта одной и той же этнической группы? Тот факт, что северным корейцам, которые с южными есть один единственный народ, только немножко недокормленный, насчитали IQ 98,82. То есть разницу в три-четыре единицы обеспечивают условия жизни и образования. Почему азиаты такие умные? Это особенность расы? Где самая чистая монголоидная раса? Ясное дело, в Монголии. Какой там средний IQ? 91,03 единицы, что выше, чем в Казахстане (88,89), в Узбекистане (88,01), и даже выше чем на Украине (90,07), Армении (88,82), Турции (86,8), Азербайджане (84,88) и Грузии (84,5).

То есть из всех белых народов IQ выше 100 единиц имеют только русские/белорусы, немцы/голландцы и финны/эстонцы. Как мы понимаем, немцы и голландцы - это очень близкие народности, почти один народ, там к ним ещё примыкает немецкоязычный Лихтенштейн, этнические русские и белорусы - это один народ, и финны с эстонцами - это один народ. Как мы знаем из истории, на территории европейской части России население всегда смешивалось - славянские племена смешивались с финноугорскими и германскими; собственно, пруссаки, цементирующий народ Германии, тоже во многом славянский народ. При Петре и Екатерине в Россию приехали десятки тысяч немецких колонистов, а в СССР жило 2 миллиона немцев. И есть ещё один фактор: и в России, и на территории нынешней Белоруссии, и в Германии жил один небольшой, но весьма смышлёный народ, который радостно впрыскивал свои средние 115 единиц IQ и русским, и белорусам, и немцам. Как говорится, вы будете смеяться, но, например, из 86 процентов нью-йоркских школьников с IQ выше 170 (то есть гении) были по национальности известно кто, и как раз из наших мест - Российская империя (включая Польшу) и Германии.

Есть ещё кое-кто кое-где, но там уже никто никуда не идёт

Правда, феноменальные умственные способности свойственны только евреям-ашкенази, то есть российским и немецким евреям. Средний IQ в Государстве Израиль составляет 92,43 единицы. Потому что ашкенази, родившиеся в СССР и Германии, получившие качественное советское или европейское образование, составляют всего четверть населения Израиля, средние израильские мозги уступают русским и немецким. Хотя не они определяют среднюю температуру по больнице, но именно они сделали из Израиля, из дремучей и пустой ближневосточной окраины, мощнейшее технологическое государство, имеющее практически весь спектр технологий: ядерные, авиационные, компьютерные, сельскохозяйственные, медицинские, образовательные, военные и так далее. Из небольших стран таким набором может похвастаться разве что Швеция, которая потихоньку сдувается из-за понятных причин, прежде всего болезни национального мозга, поражённого вирусами левацких идей, зелёного безумия и педерастии. Израиль, увы, тоже подцепил эти болячки, и в этой связи его перспективы становятся слишком уж радужными в современном прочтении этого слова. Зато Россия держится стойко, и это делает её самой перспективной страной в мире.

Было время, когда советские школьники побеждали на всех математических и естественнонаучных олимпиадах мира. Это следствие советской системы образования и следствие научно организованной работы с одарёнными детьми. И это следствие особой атмосферы в советских семьях, независимо от того, это была русская семья, еврейская или татарская. Меня время от времени родители сдавали на выходные соседям-татарам, я рос с татарскими детьми, у них с мозгами было всё в порядке. Мою дочь в США математике учила татарка из Башкирии, из Уфы, всё её татарско-башкирские дети в Америке получили докторские степени по высшей математике. У русских в широком смысле слова, то есть у людей, думающих по-русски, с мозгами всё на высшем уровне, независимо от европеоидных или монголоидных генов. У меня в школе была одноклассница, Менжин Хашбат, прехорошенькая изящная девушка, дочь посла Монголии в СССР. Так вот, она выигрывала все состязания по русскому языку и литературе, она знала русский лучше подавляющего большинства его носителей. Из всего класса только два человека поступили в МГУ - я на исторический факультет, она на филологический, на русское отделение. К слову, самые большие мозги в мире, и, очевидно, самые способные, если дать им правильное обрамление и направление - это у бурят, то есть наших российских монголов. И у калмыков с мозгами полный порядок, я учился с калмыками. Вообще, России крупно повезло - её населяют очень неглупые народы.

Отрезвляющий плевок в самую душу

Из украинцев за тридцать лет сделали невменяемых болванов, махровых, но самодовольных имбецилов, готовых сдохнуть за свою три раза перепроданную и преданную страну, за сохранение у власти воров, жуликов и бандитов, которые пустили свой отупевший народ на кровавый фарш.

Сделано немало, чтобы сбить российскую молодежь с толку. Были несколько раз перередактированы учебники, они, как сказал бы Рабинович, колебались с линией партии. Но при этом из русских не удалось даже близко сделать иванов, не помнящих родства - русские очень сильны своими корнями, а тематика Великой Отечественной и особенно Бессмертного полка создала корневые связи новых поколений россиян со своими предками во многих поколениях. Чего не скажешь об Украине, предавшей свои корни, обрезавшей из и попытавшейся самостоятельно переправиться к чужим, неродным, ядовитым корням.

Самое крупное преступление - это развал советской школьной системы образования и введение ЕГЭ вместо экзаменов. Никакой объективной оценки знаний и способностей это не даёт. В этом году моя дочь закончила ту же школу, что и закончил я 40 лет назад. Моя дочь - носитель английского языка, он для неё второй родной, она ещё в американской школе проверяла тетради у младших классов по английскому языку, потому что она была уже в 6 классе американской школы лучшим знатоком американского английского, и учителя доверяли ей проверять других учеников и ставить оценки. И вот мы приехали в Россию, и она сдаёт ЕГЭ. И ей ставят 67 баллов. Носителю языка - 67 баллов. То есть трояк с минусом. Она идёт на учиться на биологию, на платное отделение, потому что из-за этих низких баллов по английскому она не добирает на бюджет. Несколько сот тысяч рублей вынь и положь.

В нулевых мой сын был одержим биологией. С шести лет он читал все книги по биологии, он сидел на шкафу, где у него было гнездо и библиотка-читальня, а мы с женой туда подавали тяжеленные энциклопедии. Он сидел и считывал всё подряд: справочники, энциклопедии, атласы, монографии. Он в восемь лет поражал кандидатов биологических наук своими познаниями. Как-то в поезде с нами ехала женщина, врач-гирудотерапевт, кандидат медицинских наук. Мой восьмилетний сыночек три часа читал тёте лекцию о пиявках: какие они бывают, где они водятся, как они сосут кровь, какое давление в капиллярах, какие вещества они используют, чтоб кровь не сворачивалась. Тётенька выпала в осадок, она сказала: я двадцать лет занимаюсь пиявками, но и доли не знаю того, что знает ваш малыш. А малыш с семи лет ходил в ботанический кружок при Аптекарском огороде биофака МГУ, потом несколько лет на курсы при Зоологическом музее биофака МГУ. Он выигрывал все московские олимпиады по биологии. Но я не уверен, поступил ли бы он сейчас куда-то, потому что другие предметы ему были не особо интересны, причем настолько, что даже из снисходительной еврейской ОРТовской школы нас попросили на выход с вещами, и мы поехали за границу, потому что ЕГЭ он бы в России не сдал. Другой его страстью была компьютерная графика, которая и стала его специальностью, но благодаря Америке, в которой делается всё возможное для взращивания талантов (ну, не всё, но многое, и там часто смотрят на живого человека, а не на циркуляры Министерства образования и Рособрнадзора). Я сам никогда не был ангелом, я, бывало, вёл себя плохо и в школе, и в МГУ. Например, на выпускной госэкзамен по научному коммунизму я приехал с утра, но уже в хлам пьяный, упал меж стульев перед государственной комиссией, не мог никак объяснить, что такое общественно-экономическая формация. Меня ласково выставили. И что? Ну, немножко меня на кафедре пожурили, дескать, зачем же так с утра нажираться, не мог пару часиков обождать и с нами отметить, и отправили на пересдачу, и я пересдал на отлично, и поступил в аспирантуру, хотя у меня были трояки по истории партии и социализма. Потому что во мне видели способного и полезного для дела человека, и меня судили не по формальным признакам и отдельным выкрутасам, а по сути - что я знаю, что умею и что могу, и поэтому в МГУ закрывали глаза на мою избыточную молодецкую жизнерадостность. Молодость пройдёт, гормоны успокоятся, голова протрезвеет, и хороший и полезный человек останется на долгие десятки лет, а академическая школа, которую мне, шебутному мальчишке, дал ещё тот, советский МГУ, закрыв глаза на мои бесконечные художества, позволяет теперь мои полевые наблюдения за жизнью превращать в систематизированное и классифицированное знание, и делиться им с десятками тысяч читателей.

Глупость, которая хуже и преступления, и даже ошибки

Постсоветская власть совершила в отношении образования глупости, которые страшнее любого преступления. Во-первых, это замена проверки знаний, усвоенного и осмысленного материала угадыванием правильных ответов в тестах, и, во-вторых, введением платы за образование и приём в вузы по набранным баллам по угадыванию ответов в тестах. Этим отсекли огромное количество одарённых детей от получения высшего образования. Пусть бы эти дети выучились в вузе и даже бы не пошли потом работать в науку. Образованность населения ценна не этим. Самое главное - эти люди создают иную атмосферу в обществе, они создают в своих семьях другую атмосферу тоже, это уже другие разговоры, при которых растут дети: не о том, кто кому помочился в суп на коммунальной кухне, а о Стругацких, Заболоцком и импрессионизме, о Бахе и камерной музыке, о различиях исполнительской манеры Рихтера и Горовица, о кварках, глюонной плазме, о геноме и пределе Хейфлика. Если бы меня в десять лет мама не брала бы к себе в лабораторию цитологии, где научила меня препарировать, то есть резать мышей, делать препараты и рассматривать в электронный микроскоп, то смог бы я увлечь детей биологией? Если бы она мне не рассказывала про митохондрии и спирали ДНК, когда мне было лет восемь, а отец бы мне не рассказывал про Платона и Аристотеля, то кем бы я стал? У меня были все задатки как Гобсека, так и Бени Крика, и кончилась бы моя жизнь где-нибудь в лесу в годах так в 1989-1992. Советская власть с таким трудом создавала интеллектуальный слой в обществе, которое на 90 процентов было неграмотным ещё 100 лет назад (если быть точным, то грамотной была треть населения, но грамотностью считалось умение читать по слогам, по нынешним временам это бы назвали слабоумием).

Развал науки и образования - это хуже развала промышленности. Потому что завод можно отстроить за три года, а на создание научной школы уйдёт четверть века - пока выучатся кадры, это лет пять, пока они отсеются через аспирантуру и научные результаты, пока вырастят второе и третье поколение учеников, пока сложатся тезаурус и методология, пока складывающаяся научная школа выдержит критику и испытание временем - вот как раз столько лет и потребуется. И сердце кровью обливается, когда вспоминаешь, как это всё было. Например, у моей жены два образования. Музыкальное, она пианистка, и химическое, она химик-инженер-технолог, именно так записано в её дипломе Московского химико-технологического института имени Менделеева. У неё была редкая специальность - электро- и огнеупоры, промышленная керамика. Она была технологом по всем видам керамических изделий - от производства бытовой посуды до кирпичей и электроизоляторов. Получила она в 1988 году распределение в НИИ “Электрофарфор”, то есть главное советское научное учреждение, которое разрабатывало изоляторы для электрогенерации и электропередачи. Без изоляторов нет линий электропередач, то есть электричество никуда не дойдёт. Это небольшой и не особо видный, но критически важный фрагмент индустриальной мощи державы. Сравнить по важности можно только с подшипниками: их никто не видит, но без них ничего не крутится и не вертится: ни колёса в транспорте, ни детали в двигателе, ни валы в станках, ни лопасти в турбинах. Посыпался Советский Союз, посыпалась наука, посыпалась промышленность, и здание НИИ “Электрофарфор” приватизировали, сдали под офисы и магазины, а учёных, лаборатории, документацию просто выкинули на улицу. Таких НИИ по всей стране были сотни, и все помнят, как голодные доктора наук торговали “Сникерсами” на улице, а тётеньки-доцентши мыли полы и подъезды. Спроса на специалистов не стало. Раз нет спроса, нет и подготовки, кто пойдёт учиться на невостребованную специальность? Сейчас всем, кто ещё помнит, как делать изоляторы, от 60 и старше, а нынешний средний возраст тогдашних носителей уникальных технологий - 85 лет. И это бабки, потому что мужики уже вымерли. Нет больше научной школы, нет технологий производства промышленных огнеупоров и больше нет своих изоляторов. Как гениально народные умники написали на каком-то провинциальном бюсте Юрия Гагарина: Прости, Юра, мы всё профукали...

Ни шариков, ни подшипников

Кто знает Шарикоподшипниковскую улицу в Москве? Там был завод по производству подшипников. Теперь улица есть, а подшипников нет. По соседству там рынок “Дубровка”, где торгуют китайской палью, и студия “Амедиа”, где снимают всякую кино- и видеошнягу. Эти полезные заведения располагаются на территории Московского шинного завода. Шин там больше нет. Как и нет завода ЗиЛ, куда поставляли и подшипники, и шины. Вместо автоцехов теперь здания иного назначения. Марка ЗиЛ - это были и грузовики, и правительственные лимузины, и холодильники - исчезла. В нынешней России мало помнят, что такое ЗиЛ. А это была куча разновидностей военных грузовиков. Я в армии в середине 1980-х водил огромный ЗиЛ-131 с телескопическим подъёмным краном, именуемый “гусём”. Самым массовым грузовиком в СССР был, наверное, ЗиЛ-130. Из технической документации ЗиЛа вырос КАМАЗ. Помимо прочего, ЗиЛ выпускал уникальные автомобили, вроде спасательного шнеко-роторного ЗиЛ-2906, у которого вместо колёс или гусениц - огромные винты от мясорубки. ЗиЛ экспериментировал даже со спорткарами, например, с ЗиЛ-112. В 1970-1980 годы ЗиЛ выпускал по 200 тысяч грузовиков в год. В сентябре 2023 года исполнилось 7 лет, как ЗиЛ произвел свой последний автомобиль. Больше ни заводских корпусов, ни КБ, ни рабочих. С приехалом, дорогие товарищи!

Похоже, умышленно в России разваливали инженерные и научные школы, ломали производственные корпуса, сдавали станки на металлолом в Китай. В котором, кстати, в эти годы пробовали всерьёз создавать свою автомобильную промышленность, и никак не могли за это дело взяться. И только к 2000 году китайский автопром пошёл вверх, мало-помалу, а вместе с ним и инженерные школы, и если в 2000 году Китай производил всего два миллиона автомобилей на миллиардное население, то в 2010 году уже 18 миллионов, в 2022 году было произведено 27 миллионов автомобилей. Китай ежегодно строит больше 10 тысяч километров дорог, при том что Россия около 600 километров. Китай вовсю развивает свои технологические школы. И что на выходе? США могут разработать iPhone за счёт подсоса мозгов со всего мира и неплохого образования в Массачусетском и Калифорнийском институтах технологий (MIT и CalTech), а также в Стэнфорде, где готовят программистов. А вот произвести iPhone у себя в США не могут - тоже утрачена инженерно-производственная школа. Производственники остались лишь в Голландии, в Германии, в Китае и на Тайване, в Японии и Южной Корее. Немного осталось во Франции и Италии. Чтоб было понятно, что происходит на самом деле: в мире полно, допустим, архитектурных бюро, и они рождают красоту и умеют говорить слова о городской среде, о работе с пространством, о всякой такой фигне. Но вот чтоб их красота стояла и не падала, существуют специальные инжиниринговые фирмы, например, Arup Group или Bollinger+Grohmann. В России крупные проектные бюро сами умели всё это делать, но они посыпались, и это большое настоящее горе, что такие институты, как “Курортпроект”, где создавали уникальнейшие объекты инженер-конструктор Нодар Канчели, уже покойный, и архитектор Михаил Хазанов, приказали долго жить. А равных этим людям нет, как нет и равных российской градостроительной школе, создавшей в чистом поле более тысячи городов, а теперь утраченной за ненадобностью. Русские себя недооценивают, и это их проблема и беда.

К слову, всю технологическую базу Apple заложил Стив Возняк, при рождении он Стефан Возняк, еврей корнями из наших, своих. Стив Джобс, витринное лицо компании, был больше маркетологом и торгашом. К слову, реальный разработчик Гугла - Серёжа Брин, родом из Москвы. Создатель PayPal, совершивший революцию в финансовых технологиях и перевернувший все банковское дело, тоже наш человек, родом из СССР, Максим Левчин, равно как и Ян Кум, придумавший WhatsApp. Россия - страна гениев, но что, что не так? Или, как пел Высоцкий: “Эх, ребята, всё не так! Всё не так, ребята”?

Неужели кот Матроскин был прав?

Так чём же дело? Помните, Кот Матроскин отвечает почтальону Печкину, предположившему, что валенки во всем доме одни, потому что средств, то есть денег, не хватает? Матроскин ответил: “Средства у нас есть. Ума не хватает”. Но как раз объективные данные говорят, что с мозгами у русских и белорусов всё обстоит в высшей степени превосходно. И что мозгами, и тем более творческими способностями, русские превосходят все народы мира. При всё нашем уважении к лицам японской и китайской национальности, хотелось бы узнать, что они изобрели? Купили патент - да, украли чужое изобретение - да, доработали и довели чужое до совершенства - да. Но где изобретения, потрясшие и перевернувшие мир? Паровой двигатель? Первые рабочие двигатели построены англичанами и русскими. Радио? Итальянцы и русские. Самолет? Американцы и русские. Ракетостроение? Немцы и русские. Радиовещание? Русский Сарнов в Америке. Вертолёты? Русский Сикорский в Америке. Телевидение? Русский Зворыкин в Америке и немцы. Сотовая связь? Русские и американцы. Атомная бомба? Сначала русский патент в Харькове в 1939-1940 годах, потом немцы, потом американцы и снова русские. Водородная бомба? Русские. Лучший автомат в мире? Русские. Первый спутник? Русские. Первый человек в космосе? Русские. Первый луноход? Русские. Первые на Луне? Говорят, американцы, но никак не китайцы. Первая станция на Венере? Русские, 1961 год. Первая станция на Марсе? Русские, 1971 год. И ведь в самом деле, как тебе такое, Илон Маск?

В общем, отвечая Матроскину - ума у нас палата, более, чем достаточно. Даже с избытком. То есть, объективно, судя по хоть как-то измеряемым данным типа того же IQ, и судя внушительному списку российских изобретений, опередивших мировые или шедшие с ними ноздря в ноздрю, Россия должна быть самой процветающей страной мира, и все должны перед русскими на четвереньках ползать, а русские вполне могут на них плевать, как учил Гедевана разбираться в иерархиях цветных штанов чатланин Уэф из фильма “Кин-дза-дза”. У русских этих кц - хоть одним местом ешь, и ещё останется некоторым братским народам, как это было при СССР.

Тут надо понимать ещё одну вещь. Когда говорят, что у России слабая экономика, или что американская экономика в пять раз превосходит российскую - это брехня. Просто гониво, размазывание этого самого отхода жизнедеятельности по доверчивым ушам несведущей публики. Во-первых, сила экономики определяется не сферой услуг, не юридическими и не консалтинговыми услугами, а промышленными и сельскохозяйственными секторами. Тут и Россия, и Америка фактически равны. В США нет ничего такого, чего не могла бы построить Россия, а вот в России есть то, что ни одна страна мира не может сделать в принципе. Это касается прежде всего ядерных, военных и космических технологий, где Россия оторвалась вперёд на десятки лет. То есть силой опедерастить подрастающие поколения никому не удастся. С позиции силы говорить с Россией уже перестали, нахлобучивать ей свои решения не получится и следовать за западным дискурсом русские не будут. Путин 5 октября 2023 на Валдайском форуме задал Западу риторический вопрос: “А вы вообще кто такие?” Понятно, что после этого Запад для России никто и звать его никак, ибо такой силы заявления лидером воюющей ядерной супердержавы просто так не делаются. Путин остёр, но сдержан на язык, и когда он говорит, что думает, он думает, что говорит. Следовательно, западные партнёры посланы Путиным по известному каждому русскому человеку адресу. Как сказал мне в 1988 году один умный кумык в Хасавюрте, уча меня, студента, жарить шашлыки на виноградной лозе и рассказывая печальную историю своей женитьбы: прошла любовь, завяли помидоры… Позже это выражение ушло в народ, и спустя двадцать лет стало общенародным.

Так кто нам нужен - умные или верные?

Так что ж не так с великой Россией, где патентные библиотеки сдавали на макулатуру и высыпали в мусорку - а это я знаю от своей тёщи, которая патентовед и которая заведовала патентной библиотекой в одном НИИ в 1980-х - самом начале 1990-х? Как, как самый умный народ планеты мог купиться на такую дешёвку, как жвачка, джинсы и сигареты “Мальборо”? А очень просто. И в этом вся дурь, именно то, что называется “умная голова дураку дана”. Только в нашем случае, дурная голова сидела на умном народном теле. Коммунисты погорели на идиотизме, проистекавшем от общей интеллектуальной трусости, узости, догматизма и дефицита. Дефицит как раз и был порождением первых трёх явлений. А потом началась интерференция, наложение волн друг на друга, пока не случился вал, который смыл всё.

В чём состояла трусость? В том, что боялись отойти от придуманных марксистских догм, что средства производства непременно должны быть обобществлены и что все непременно должны быть равны. Но у Маркса такого не было, он так далеко не заглядывал. Дедушка Ленин тоже включал заднюю и разрешал НЭП, когда не вышел каменный цветок военного коммунизма. При Сталине и Никите Хрущёве работали артели, одна из моих бабок состояла как раз в одной из таких при Брежневе, зарабатывала по 1500 рублей в месяц в 1970-х годах, я тоже принимал в этом участие, поэтому видел живые заработки каждый день, и видел, как народ сметал продукцию, сделанную артелью предприимчивых днепропетровских евреев - сумки, ремни, кожгалантерею, женские украшения и прочее. Бабка мне за помощь платила от 3 до 5 рублей в день, сама же сгребала от 50 до 150 в день. Потом артель разогнали, слишком хорошо зарабатывали люди. Вадима Туманова, золотодобытчика, имевшего свою артель, советская власть тоже щемила, где могла. А вот в Эстонии в те же годы мелкое частное товарное производство было разрешено, и эстонцы жили лучше русских: мы, путешествуя по чухонским городам и весям, ели в частных кафе, перебортовывали колёса на частных шиномонтажах, и это был 1977 год.

Ничего так не выбешивало умный и образованный русский советский народ, как дуболомство начальства. Ну не рухнул бы социализм, если б кто-то по патенту шил трусы или варил кофе. Я после армии подрабатывал в ателье на пересечении Покровки и бульваров. Там ребята шили джинсы. Втихаря и из-под полы. По качеству они ничем не уступали американским Levi’s, Wrangler и Lee, только у спекулянтов фирма стоила 180 рублей, а мне сшили самострок за 20. У меня зарплата была 90 рублей в месяц, как я мог позволить себе американские джинсы? Мне была скидка, а так они продавали по 35-40 рублей, и зарабатывали много, до 50 рублей в день. И среди них не было антисоветчиков, они всем были довольны. И я всем был доволен, меня всё устраивало, потому что я работал на двух работах и у меня были деньги. Но потом, когда я работал учителем в школе, я был не очень доволен, потому что за каторжную работу пять дней в неделю по пять-шесть уроков ежедневно мне платили 130 рублей. Это было что-то около 15 долларов в месяц. Цены уже отпускали, а зарплаты не прибавлялись. Станешь тут недовольным. И купить ещё нечего, потому что всего мало, а всех много. И не захочешь, а забухтишь и посмотришь на власти косо.

А вот возьму и снова наступлю на грабли!

И вот с середины 1980-х годов народ активно стал искать виноватых. И решили, что страна плохая, строй плохой. А строй был нормальный, его надо было модернизировать, не дурить, а разрешить частное предпринимательство в некритичных сферах: общественное питание, производство ширпотреба, организация досуга и курортного дела. Но недруги СССР убедили, что во всём виновато государство, и надо его лишить доходной базы, и отдали производственные активы в частные и неумелые руки, которые сразу стали сбрасывать с себя экономически неэффективные функции - социалку, отраслевое образование и науку. Надо понимать, что в экономике ничего сложного нет, это наука о здравом смысле и выгоде. В экономике все определяется выгодой и издержками. При социализме выгода не главное, поэтому зарабатывающее деньги предприятие берёт на себя издержки: отопление города, детский садик, профучилище, санаторий. При капитализме главное - выгода, поэтому капиталист сбрасывает с себя издержки: зачем ему садик с чужими детьми и санаторий для тёток-работяг, когда можно купить себе яхту для своих детей и катать по Лазурке своих красивых сексапильных тёток?

Короче, дело не в уме, а в системе организации распределения финансовых потоков. Но это я не к тому, чтоб отнять и поделить. Когда люди смотрят на Америку и говорят, посмотрите, как там хорошо живут обычные люди, то не понимают простой вещи: это за счёт эмиссии доллара. А схема выглядит так: Минфин США берёт в долг у банков и Федерального резерва, выпуская облигации, так называемые трежерис. Эти облигации - ничем не обеспеченная даже не бумага, а запись на счетах. Эти облигации перепродаются любым банкам через систему уполномоченных банков, так называемых первичных дилеров, их чуть больше двадцати. Потом Минфин США с помощью полученных деньги обслуживает бюджет США, потому что собранных налогов катастрофически не хватает. Так растёт внутренний и внешний долг США. Но есть ещё одна хитрость. В США есть два крупных государственных агентства, которые называются Фанни Мэй и Фредди Мак. Эти агентства покупают облигации банков, которые выдают ипотечные ссуды. Но потом эти агентства перепродают свои облигации, выпущенные под ипотечные облигации банков, Федеральному резерву, то есть американскому центробанку, который печатает денег сколько хошь. С разрешения Конгресса, как бы, но вообще-то сам регулирует денежное обращение в стране. Посему получается, что конечный кредитор любого домовладельца в США - Федеральная резервная система, которая номинально подчиняется властям, но фактически - самостоятельный игрок, эмитирующий доллар США, который одновременно и национальная денежная единица Америки, и международная резервная валюта, и основное средство международных расчётов. Таким образом, домовладельца в США кредитует и свой национальный печатный станок, и весь мир, который пользуется американской валютой, обеспечивая её хождение и устойчивость. Вот и весь секрет американской мечты - получить от государства или ФРС через систему прокладок кредиты на покупку дома, машины, предметов быта, получить на кредитные деньги образование, а потом всю жизнь сидеть в долговом рабстве. Европа живёт примерно также, поэтому кажется, что на Западе живут хорошо.

Русские всё же умнее и предпочитают не очень глубоко пихать конечности в эти финансовые капканы. Наши быстро обожглись на потребительском кредитовании и уже не особо лезут в долговую петлю. Интересно было бы, конечно, узнать мнение людей, умных и видавших всякие уже виды русских людей, как повысить уровень жизни, не становясь рабами банковской системы и достаточно подлых правил игры. Вот как жить хорошо и сразу? Благополучие граждан - это чья забота, самих граждан или государства? Должны ли граждане платить кровью и временем жизни за государственные проекты и кто ответит, если проекты оказались порожняковыми, а жертвы напрасными? Возвращаться ли к плановому хозяйству или опять ждать сюрпризов от невидимой руки рынка? Что важнее - суверенитет или благополучие домохозяйств? И всё же почему, если мы такие умные, мы ещё не самые богатые, и постоянно наступаем на одни и те же грабли: строим - ломаем - снова строим - снова ломаем, и так уже веками. Что в нас не так? Вот в чём вопрос!



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте