Только что послушал сообщение Набиуллиной на пресс-конференции в связи с решением Совета директоров Центрального банка России о повышении ключевой ставки ЦБ до 13 процентов.
Стало понятно, что ЦБ продолжит курс на все более жесткую денежно-кредитную политику. Потом послушал вопросы журналистов и ее ответы. От вопросов впечатление хорошее – грамотные специалисты работают в СМИ. Послушал ответы главы ЦБ и стало грустно. Десять лет она руководит ЦБ, несколько лет возглавляла министерство экономики, но если судить строго, то непонятно как случилось быть ей на таких постах. Ведь она много лет заучено повторяет одни и те же туманные фразы в разных комбинациях. Человек явно не обладает ни тактическим, ни стратегическим мышлением в денежно-кредитной политике. Приведу некоторые примеры, чтобы не думали, что я предвзято отношусь к удачливой дамочке.
Так на вопрос - существует ли для ЦБ психологическая граница курса рубля, Набиуллина довольно бесстрастно заявила, что «…у нас (ЦБ-СП) нет такой «психологической» границы. Курс у нас плавающий…». То, что такая граница небезразлична населению и бизнесу, ее явно не волнует. Также она очень пространно рассуждала о приоритете экономических мер финансового макрорегулирования над административными. А на практике ЦБ постоянно применяет жесткую ключевую ставку, то есть выше информативно-консультативных 7 процентов. Теперь она 13 процентов и такая жесткая ставка - мера явно административная. В то же время, когда надо поддержать стабильность национальной денежной единицы, то есть административно установить жесткий курс рубля, хотя бы на уровне 50-60 рублей за доллар, ЦБ придерживается того самого плавающего курса, то есть меры сугубо псевдоэкономической и выгодной только финансовым спекулянтам, как частным, так и корпоративным. И как результат мы имеем недостаток денежной массы в обороте, слабый уровень роста экономики, ослабевший рубль, понижение покупательной способности населения. За десять лет, что Набиуллина на посту главы ЦБ, рубль по отношению к доллару ослаб в 3 раза (от 32 до 96 руб.). Не случайно, рост экономики не более 1, 5 процентов в среднем за год в течение тех же 10 лет. Однако главу ЦБ это не волнует. Она почему-то переживает за инфляцию, хотя это компетенция и забота правительства. И потому вопрос – зачем нам такой глава ЦБ?
Читайте также: А зачем нам ЦБ, если курс рубля плавающий, а движение капитала свободно?
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции