Китайско-эквадорские трещинки
13 сентября 2023, 08:39 [«Аргументы Недели», Александр Чуйков ]
Тенденции последних лет: создание новых транспортных логистических коридоров для максимального ускорения перемещения грузов. Казалось бы, чистая экономика, грузооборот растёт, вечная мелодия «товар-деньги-товар» начинает играть всё быстрее и быстрее. Все в шоколаде. Но когда в эти нехитрые законы вмешивается политика, то коридоры превращаются в тупики.
Первым прорубать новые маршруты начал, естественно, Китай. Фабрика всего мира, что вы хотите. Речь идёт о стратегии: «Один пояс — один путь» («Новый Шёлковый путь» и «Морской шёлковый путь»). Да, это не просто какое-то финансирование новой дороги, например, это действительно стратегия. Основная задача: привязать, пристегнуть другие страны к Пекину. Опутать долгами, обязательствами, внушить чувство благодарности большому китайскому брату.
Для этого финансируется из специального банка не только строительство нового транспортного узла, но и прилегающей инфраструктуры и связанные с ним объекты. А иногда и не связанные. Например, в Эквадоре на китайские деньги (совместными китайско-эквадорскими фирмами) построена гигантская гидроэлектростанция Coca Codo Sinclair стоимостью 2,7 миллиарда долларов. Эквадор погашает свой долг Китаю, поставляя нефть со скидкой. Кредит Экспортно-импортного банка Китая для плотины Coca Codo Sinclair составляет 1,7 миллиарда долларов с процентной ставкой 7% в течение 15 лет. Только в виде процентов Эквадор выплачивает 125 миллионов долларов в год.
Но, как говорила тётя Роза, та, что с Марьиной Рощи, весь цимес заключается в том, строили крупнейший объект так, как будто это дом с бесплатными квартирами. С момента ввода ГЭС в эксплуатацию эквадорские энергетики обнаружили в турбинах более 17 тысяч трещин, они прямо говорят, что виновата в этом бракованная сталь, приплывшая из Китая. Да и по телу плотины тоже пошли трещины. Зато эквадорская нефть, отличного качества, исправно отправляется в Пекин.
По данным AEI, с 2005 года Китай потратил на инвестиции и строительство в рамках проекта 885,36 миллиарда долларов. По подсчетам Green Belt and Road Initiative Center (данные приводит компания Statista), в 2020 году большая часть вложений Китая пришлась именно на Азию: 17,6 млрд. долларов и 8,2 млрд — на Восточную и Западную Азию соответственно, 7,2 миллиарда на Африку к югу от Сахары, а 5,8 млрд. на Ближний Восток и Северную Африку. Примерно по 4 миллиарда ушло в Европу и Латинскую Америку, и всего 100 миллионов в Северную Америку.
Россия тоже строит свой коридор через Иран в Индию. Стало известно и проекте США «Север-Юг». Но об этом стоит поговорить отдельно. И, как всегда, только на сайте «АН».