> Роль русской песни в формировании человека как личности - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Роль русской песни в формировании человека как личности

17 мая 2023, 08:19 [«Аргументы Недели», Владимир Корнилов, доцент, к.э.н., город Ярославль ]

В конце января 2023 года Президент России В. В. Путин подписал Указ "О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808". В нем отмечается: «Перед Российской Федерацией стоит задача сбережения народа России, сохранения фундаментальных ценностей и принципов, на которых основано единство российского общества.  Это возможно только при условии сохранения и укрепления общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В арсенале средств формирования общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей едва ли не важнейшее значение имеет русская народная песня.

В свое время великий русский писатель Н. В. Гоголь отмечал: «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Всё дорожное: дворянство и недворянство — летит под песни ямщиков». Действительно, именно русская песня формировала в гражданах нашей страны любовь к своей большой и малой Родине, наставляла жить по законам добра, любви и справедливости. В трудные для страны времена она помогала преодолевать лишения и побеждать захватчиков. По словам выдающегося пропагандиста русской народной песни, руководителя хора им. Пятницкого в 30-50 гг. ХХ столетия В. Захарова, жители блокадного Ленинграда просили присылать им наряду с продуктами питания грампластинки с записями русских песен.

Великий русский и советский писатель М. Горький назвал русскую песню историей России. Любой этап в истории государства Российского не обходился без создания новых народных песен. В них пелось о русских богатырях, выдающихся государственных деятелях, бунтарях и революционерах: Илье Муромце, Владимире Красном Солнышке, А.Невском, Д. Донском, Иване Грозном, Петре I, А. Суворове, М. Кутузове, Ст. Разине, Ем. Пугачеве, Чапаеве, Щорсе, Ленине и Сталине. Песня отражала народные думы, страдания и радости, поражения и победы. Песня русского народа вышла из недр фольклора славянских племен Киевской Руси. Изначально она звучала во время обрядов и на свадьбах. К сожалению, с принятием православия русская песня стала объектом гонения со стороны церкви и светской власти. Во времена царя Алексея Михайловича, например, в 1649 году воевода Всеволожский наказывал своему приказчику в Ирбитской слободе строго-настрого исполнять Царский указ следующего содержания: «Чтобы в Ирбитской слободе мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети, в воскресенье и в Господские дни, и великих святых к церквам Божиим к пению приходили и в церкви Божией стояли меж себя смирно, в пение никаких речей не говорили и слушали бы церковного пения со страхом и со всяким благочестием... Α где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тебе б то все велеть выимать, и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». Такая строгость объясняется тем, что в то время признавались только церковные песнопения, ибо считалось, что любой творческий замысел, не подкрепленный авторитетом православной церкви - грех. Преследование русской песни свидетельствовало о том, что обе власти (и церковная, и светская) побаивались ее влияния на мирскую жизнь. Вплоть до ХVIII века наши предки официально довольствовались песней сугубо духовной, либо боязливо, с оглядкой на Церковь, слушали на пирах старинные народные песни.

В наши дни мы наблюдаем противоположную ситуацию: Православная церковь выступает главной защитницей русской песни, народной и академической манеры ее исполнения. В больших концертах по случаю того или иного православного праздника (Крещение, Пасха, День Петра и Февронии и др.) можно насладиться исполнением русской песни. Это чудо мы объясняем тем, что Православная церковь в борьбе за сохранение русской нации и преумножение ее достоинства поняла место и роль русской песни в возрождении духовной и культурной мощи русского народа как ведущего среди других народов России. Многие священники участвуют в исполнении русских народных песен. Ярким их представителем является иеромонах Фотий, завоевавший на всероссийском телевизионном конкурсе «Голос» (2015 г.) первое место. Можно сожалеть, что основная масса представителей светской власти и шоу-бизнеса пока не дозрела до понимания значимости русской песни в возрождении русской нации и укреплении государства.

Иеромонах Фотий — священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах, насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, регент монастырского хора.

Мальчишки и девчонки в дни церковных праздников ходили от дома к дому и пели под окнами бесхитростные колядки, желая хозяевам дома доброго здоровья и благополучия, получая в награду кусочек пирога, яичко или горсть конфет. В те времена селяне собирались и вместе проводили долгие зимние вечера «на посиделках». Организаторы посиделок договаривались с одинокими бабушками или стариками, обещая им за предоставление избы охапку дров или полпуда пшеницы. Молодые парни топили печь, а девушки мыли полы и вешали на окна бумажные занавески. Вечером участники посиделок располагались поудобней на лавочках: кто вязал, кто прял, кто вышивал, кто-то делал игрушки из глины и теста. И, конечно, все пели песни, в основном, протяжные, напевные. Песня была спутницей и в трудовых делах. Тогда говорили: «Беседа дорогу коротает, а песня – работу». Уходя из дома на заработки в далекие края, крестьянин брал с собой в дорогу песню своей сельской общины, деревни. Поскольку на протяжении многих столетий основным видом транспорта на необозримых просторах России была ямщицкая тройка, у русского народа так много прекрасных ямщицких песен.

Русская народная музыка прежде всего являлась песенной. Русскому человеку важно слышать слова, которые отзываются в его душе. Исполнителю или слушателю не так был важен ритм, как содержание слов в песне, в котором отражались безмерное горе или неописуемая радость по поводу какого-либо события. Русские песни людей шли от сердца и передавали слушателям настроение исполнителя. Инструментальное сопровождение при исполнении песни отходило на второй план. Автор у русской песни обычно безымянный. Не так много песен («Коробейники», «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина», «Среди долины ровныя», «Когда я на почте служил ямщиком», «Как пойду я на быструю речку», «То не ветер ветку клонит», «Не слышно шума городского» и др.), у которых нам известно имя автора. Русские песни отражали народную мудрость и несли в себе творческое влияние не одного поколения исполнителей. Среди исполнителей русской народной песни были и певцы-самородки, подобные одному из героев рассказа И. С. Тургенева «Певцы» Яшке Турку, и знаменитые вокалисты, прославившие русскую песню на весь мир: Ф. Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова, Н. Обухова, С. Лемешев, И. Козловский, М. Эйзен, И. Скобцов, Ю.Гуляев, Е. Серкебаев, Б. Штоколов, Л. Русланова, Л. Зыкина и другие.

В советский период «искусство принадлежало народу» (В. Ленин) и популяризация народной песни была одним из важнейших направлений государственной политики в области музыкально-вокальной культуры. Начиная с небольшого поселка или села и до самой столицы, при каждом колхозном или заводском Доме (клубе или дворце) культуры создавались хоры и ансамбли народной песни. В смотрах художественной самодеятельности любого уровня (районного, городского, областного, республиканского и всесоюзного) в номинации «вокал» народная песня обязательно включалась в условие конкурса. Она тогда, наряду с советской песней, участвовала в формировании вокального пространства на всей территории нашей многонациональной страны. Русская народная песня выступала своеобразным средством межнационального общения, внося свой бесценный вклад во взаимопонимание и добрые отношения между исполнителями – представителями других национальных культур. Всегда с огромным уважением и трепетом отношусь к певцам, которые поют наши народные песни с глубоким пониманием и на высочайшем вокальном уровне. Среди них выделил бы украинца Б. Гмырю, грузина З. Соткилаву, казахов А.Днишева и Е. Серкебаева, литовца В. Норейку, азербайджанца М. Магомаева и других. Их исполнение всегда вызывало ответную реакцию у любого слушателя, помогало лучше понять и родную для них национальную вокальную культуру. Так укреплялась еще одна из основ дружбы между народами, живущими на территории нашей Родины. В советское время в самой глухой российской глубинке звучали по радио или со сцены украинские, белорусские, армянские, узбекские, еврейские песни и песни других народов СССР.

Сегодня русская песня, требующая от исполнителя душевной проникновенности и хорошего вокального вкуса, не сопровождает жизнь человека, как прежде. В годы рыночных реформ резко сократились федеральные расходы на культуру, уменьшились госзаказы на изучение народной песни, произошло сворачивание исследований в этой области, а русская песня исчезла из репертуара певцов. Нынешние толстосумы не чета Мамонтовым и Третьяковым – людям с высокими духовными устремлениями. Современные олигархи не желают раскошеливаться на поддержку отечественной народной культуры. Они приглашают на свои корпоративные вечеринки западные ансамбли или доморощенные попсовые группы.

   Выступления С. Шнурова – пример полного вырождения вокального искусства и сценической культуры.

Под стать ему и публика, которая за хулиганские выходки своего кумира готова выкладывать немалые деньги. Нравы в российском обществе пали настолько низко, что с подачи кого-то из высоких чиновников С. Шнуров был включен в Общественный комитет по культуре Государственной Думы РФ и там доказывал необходимость введения в повсеместный оборот матерного языка.

Музыкальное пространство заполонила попса, а русская песня и песни других народов России, оказались на обочине музыкальных вкусов россиян, особенно молодежи. Незнание русской песни серьезным образом обедняет лексику современного человека, его духовное развитие. Колоссальный удар по русской песне нанесен и в республиках бывшего Советского Союза, нечего говорить уже о странах дальнего зарубежья. Там выросло несколько поколений молодых людей, которые совершенно не умеют говорить по-русски, не то что исполнять или понимать русскую песню. Еще 30 лет тому назад исполнителям песни «Калинка» могли подпеть в самых разных странах. Теперь она и другие русские песни перестали считаться посланцами русского народа, несущими истинное представление о нем народам мира.

С утратой русской песни на постсоветском вокальном пространстве значительно сузились возможности межнациональных отношений. Как ответная реакция со стороны российской культурно-музыкальной общественности – почти полное прекращение исполнения видными вокалистами России песен народов союзных республик. Сегодня чудо, если на радио или на телевидении кто-то из современных выдающихся русских певцов споет украинскую, белорусскую, грузинскую или армянскую песню. Больше того, они чаще исполняют произведения на итальянском, английском, немецком языках, чем на русском. Это объясняется тем, что у наших артистов не сформировалось должное отношение к своему Отечеству, что особенно проявилось в трудные для страны дни.

В фаворе у публики певцы типа лепсов, киркоровых, пугачевых, шнуровых, сценическая манера которых и бессодержательность песен окончательно отбивают у молодежи уважение к настоящему вокалу и к гражданской лирике. Они и им подобные певцы превратили песенное искусство в шоу-бизнес, в своеобразный маленький мирок, который замкнут сам на себя. Одни и те же лица (Басков, Лазарев, Киркоров, Гагарина, Газманов и т.д.) кочуют из передачи в передачу: «Маска», «Поем вместе», «Точь-в-точь», «Взрослые и дети» и другие. Это продолжается на протяжении последних трех десятилетий. В основе их творчества, как правило, меркантильный расчет, а не высокое искусство: заработать деньги, продвинуть своих, подчас бесталанных, детей.

Пренебрежение шоу-певцов к истинным ценностям в музыке, а со стороны Министерства культуры РФ - нежелание бороться за чистоту музыкального пространства и народную песню в эфире и на сцене, - все это проложило дорогу тем нравственно и духовно ущербным исполнителям, которые не только не умеют петь, но и не желают этому учиться. Они считают, что для успеха достаточно ограничиться речитативной формой изложения текста и использованием ненормативной лексики. В качестве содержания песен – пропаганда секса, наркотиков, суицида или убийства себе подобных. В одной из песен рэпера Фейса звучит следующее:

«Если рэп не даст мне денег –/Я ограблю магазин.

Я зарежу продавщицу,/Вынесу ее мозги».

В песнях 26-летнего рэпера Элджея, самого прослушиваемого «Вконтакте», воспевается массовая бойня людей:

«Люди как мишени в тире./Они такие тупые.

Я бы мог их убивать, /Если бы мне платили».

По свидетельству журналистки «Комсомольской правды» У. Скобейды, таких диалогов в чате немало. Наглядным отражением испорченности вкусов зрителей являются цены билетов: на концерты классического вокала - не более 1000 рублей, а на выступления Баскова, Лепса, Шнурова и ряда рэперов - от 2500 до 6000-7000 рублей.

Как видим, предстоит огромная работа по формированию в общественном сознании россиян, и особенно молодежи, уважительного отношения к тем духовным и эстетическим ценностям, которые возвышают человека. По этому поводу Президент РФ В. В. Путин на одной из пресс-конференций заявил, что нельзя, используя рэп, потакать пропаганде насилия, суицида и наркотиков: «Это деградация нации. Мы что, этого хотим?». В последние годы появились некоторые положительные сдвиги в отношении к русской песне. Пусть редко, но на радио и телевидении звучат народные песни в исполнении знаменитых на весь мир хора имени Пятницкого, Кубанского народного хора и других коллективов, работающих в области народного творчества.

Академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого

В Ярославской области практически ни один из дворцов (домов) культуры не обходится без хора или ансамбля русской песни. Возникают детские студии русской песни при музыкальных школах. Это вселяет надежду, что черная полоса в популяризации русской народной песни постепенно уходит в прошлое.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте